"Людей обманывают". Как и зачем Чечня отправляет "добровольцев" в Украину

Бойцы"добровольческого" чеченского батальона "Ахмат" в Мариуполе, 17 апреля 2022 года

"Добровольцы" из Чечни – одна из главных составляющих пиара главы республики Рамзана Кадырова на теме войны с Украиной. Сначала он заявлял, что местные жители готовы участвовать в боевых действиях по собственному желанию, затем на войну стали призывать "провинившихся" силовиков и родственников критиков Кадырова, теперь же "добровольцев" и вовсе нанимают за деньги. Кавказ.Реалии проследил, как менялась риторика главы Чечни в этом вопросе, а также выяснил, чем рискуют те, кто согласился воевать в составе военизированных структур без ясного правового статуса.

Впервые глава Чечни заговорил о возможной отправке "добровольцев" на войну с Украиной еще 26 февраля, комментируя прошедшие за день до этого "сборы" военнослужащих из республики перед главной мечетью Грозного.

"Более 12 тысяч бойцов выразили полную готовность выполнить задачи любой сложности. В том числе жаждут они и отправки на добровольной основе", – написал тогда Кадыров в своем телеграм-канале.

За первый месяц после вторжения России глава республики более 20 раз сообщал о "тысячах чеченских добровольцев", которые "рвутся в бой".

"Они желают как можно скорее оказаться в гуще событий", – заявлял Кадыров, не уточнив численность отправленных бойцов, уровень их подготовки и не предоставив каких-либо доказательств в подтверждение своих слов.

Первое сообщение, что кадыровцы наконец прибыли на территорию Украины для участия в военных действиях в составе российской армии, поступило только 19 марта.

Почти одновременно с этим появилась информация о возможном использовании кадыровцев в качестве "заградотрядов". Об этом Кавказ.Реалии 21 марта рассказал Адам Осмаев, командир добровольческого чеченского батальона имени Джохара Дудаева, сражающегося на стороне украинской армии. Перед этим Служба безопасности Украины опубликовала перехваченные переговоры на чеченском языке, предположительно, бойца Росгвардии с супругой, в ходе которых он заявил о своей ключевой задаче – сдерживать разбегающихся с поля боя российских военных. Использовали "добровольцев" из Чечни для этих задач или нет, неизвестно.

22 марта Кадыров опубликовал первое видео со сборов предполагаемых добровольцев в Грозном. На кадрах вооруженные люди позируют перед телекамерами, затем их увозят на автобусах с маркировкой Z. Подтверждений, что их отправили именно в Украину, из независимых источников не поступало. О дальнейшей судьбе показанных в тот день так называемых кадыровцев тоже ничего неизвестно.

Зачем нужны кадыровцы? Они не участвуют в боях, никаких боевых задач не выполняют, для чего они вообще там нужны?

Военные аналитики к тому моменту уже заявляли о неэффективности военнослужащих из Чечни, их плохой подготовке и недостаточном снабжении. Одним из тех, кто озвучил такое мнение, был и командир батальона "Восток" сепаратистской "ЛНР" Александр Ходаковский. Позднее, правда, он отказался от своих слов – после встречи с воюющим в Украине депутатом Госдумы от Чечни Адамом Делимхановым.

23 марта оппозиционные чеченские телеграм-каналы опубликовали видео, на котором во время отправки "добровольцев" из Грозного слышен плач провожающих их матерей. Они стоят за оцеплением, перед ними находятся вооруженные люди. Кадыров перед этим уверял, что матери якобы сами просят его отправить их сыновей на войну.

Тогда же отряд украинского спецназа "Азов" опубликовал допрос предполагаемого военнопленного из Чечни. На видео, подлинность которого не подтверждена, он обратился к Кадырову с призывом отправить на войну в Украину своих родных. По словам человека на записи (его имя не было названо), так называемым чеченским добровольцам при отправке в Украину выдают один автомат и всего четыре магазина с патронами. Также он рассказал, как российские военные расстреляли колонну из Чечни, которую, по выражению пленного, "как пушечное мясо" кинули на передовую. Трупы убитых сжигают, говорит человек на видео.

Перед этим воюющий на стороне Украины Адам Осмаев заявлял, что "многие русские военные ненавидят кадыровцев и даже пытаются их подставить". "Я не удивлюсь, если между ними начнутся столкновения, мы такое наблюдали [во время двух войн] в Чечне периодически", – отмечал командир добровольческого батальона.

Вскоре представление о том, кто из чеченцев "на добровольной основе" воюет против Украины, дополнила информация о замеченном там Усмане Мамадиеве. Это предполагаемый исполнитель убийства во Франции критика Кадырова, блогера Имрана Алиева, известного под именем Мансур Старый. Мамадиев на видео из Украины стоит как раз на фоне так называемых добровольцев из Чечни.

До этого на фронте был замечен еще один "подручный киллер" Кадырова – Руслан Геремеев, которому ранее удалось избежать преследования в России по подозрению в организации убийства оппозиционного политика Бориса Немцова в 2017 году.

Также подтвердилась информация, что в Украину призывают не только силовиков и "провинившихся" из их числа, но и родственников критиков главы Чечни. 9 апреля местные паблики распространили видео с отправкой на войну брата живущего в Турции блогера Хасана Халитова. Тот перед этим сообщал, что его родственника силой забрали из села Закан-Юрт для съемки пропагандистского ролика.

Позднее власти Чечни решили нанимать "добровольцев" за деньги, в том числе из других регионов России. Как сообщило 19 апреля издание "Агентство", за участие в войне в Украине согласившимся обещают единоразовую выплату в размере 300 тысяч рублей. Требования к кандидатам в "добровольцы" минимальные, Минобороны контракт с ними не заключает, деньги выдают бойцам на руки перед отправкой.

Последний на данный момент отряд "добровольцев" из Чечни отправился в Украину 20 апреля. В посвященном этому репортаже республиканского государственного телеканала "Грозный" утверждается, что бойцы прошли подготовку на базе расположенного в Гудермесе российского университета спецназа.

Кадыров с конца марта активно пиарит это учреждение. 17 апреля глава Чечни заявил, что гудермесский центр еженедельно "готовит для отправки около 200 добровольцев", подчеркнув, что речь идет в том числе об уроженцах других регионов России.

Основатель исследовательской группы Conflict Intelligence Team Руслан Левиев в комментарии для Кавказ.Реалии заявил, что вся известная информация о "добровольцах" из Чечни ограничивается постами Рамзана Кадырова об их отправке в Украину. Проверить, попали ли они в итоге на войну и какие задачи выполняют, из-за малочисленности этих отрядов невозможно.

"Непонятно, в составе каких [военизированных] структур они находятся, кто ими командует. Судя по численности, даже если их примерно около тысячи, это весьма небольшое количество, учитывая масштаб фронта. То есть в рамках всей группировки [российских] войск заметить их крайне сложно", – говорит Левиев.

По его мнению, у "добровольцев" из Чечни только одна задача.

"Зачем нужны кадыровцы? Они не участвуют в боях, никаких боевых задач не выполняют, для чего они вообще там нужны? Только [чтобы] пиариться, и всё. То же самое касается чеченских "добровольцев", – считает журналист-расследователь.

Комментируя информацию о том, что университет спецназа в Гудермесе якобы еженедельно выпускает сотни новых бойцов для отправки на войну, собеседник подчеркивает, что такую подготовку вряд ли можно назвать полноценной.

"За неделю можно получить разве что базовые навыки: собрать-разобрать автомат, понять, как из него стрелять. Не говоря уже о тактике, о ведении войны – за неделю этому точно нельзя научить", – заключил Левиев.

У "добровольца" нет никаких гарантий

Из-за недостатка информации о действиях "добровольцев" из Чечни в Украине трудно оценить потери среди них. Однако, по данным Кавказ.Реалии, число погибших может исчисляться десятками. Например, еще 5 апреля наш источник в силовом ведомстве СКФО заявил, что в Украине были убиты до 60 уроженцев Чечни, отметив, что больше половины из них – это именно так называемые добровольцы.

Власти республики по состоянию на 26 апреля признали пока гибель только девяти военнослужащих из региона. О гибели кого-либо из числа отправленных в Украину "добровольцев" Рамзан Кадыров не заявлял ни разу. Неизвестно также, какие документы подписывают не состоящие на службе бойцы из республики.

Если с ними не заключают контракт военнослужащего России, "добровольцы" лишены социальных гарантий, в том числе права на лечение в случае ранения и права на выплату семье в случае гибели, указывает в беседе с Кавказ.Реалии глава общественного движения "Гражданин. Армия. Право" Сергей Кривенко.

"Доброволец – это просто гражданин России, который каким-то образом попадает в Украину, каким-то образом вооружается. У него нет никаких гарантий. Никто не обязан расследовать его гибель, выплачивать пособия. Формально доброволец совершенно незаконен, в Уголовном кодексе есть статья за участие в незаконном вооруженном формировании, хоть и с оговоркой, что она применяется в отношении тех, кто действует в целях, противоречащих интересам страны", – говорит правозащитник.

Отправляли в Украину "пустыми" – снаряжение и защиту солдаты покупали за свои деньги

Более того, отмечает Кривенко, российские граждане, которые отправляются воевать в Украину за денежное вознаграждение, пусть даже обещанное государственными или окологосударственными структурами, по сути своей являются наемниками (в УК РФ наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте. – Прим. ред.).

Как подчеркивает собеседник Кавказ.Реалии, хоть "добровольцы" и лишены каких-либо социальных гарантий, ответственность с них, например, за участие в военных преступлениях, в которых уже обвиняют армию России, никто не снимал.

"Людей просто обманывают... У военных преступлений нет срока давности, это надо четко понимать. Преследование за них будет продолжаться всю жизнь", – заключил Кривенко.

К участию в войне агитируют и жителей Дагестана. Там "добровольцам" тоже обещают деньги – от 177 до 215 тысяч рублей в месяц в зависимости от звания. В объявлении военкомата Унцукульского района, например, указано, что есть возможность заключить "краткосрочный контракт [с Минобороны РФ] до одного года для участия в специальной военной операции".

В военкомате Унцукуля Кавказ.Реалии еще 11 марта подтвердили подлинность объявления. Дежурная сообщила, что при условии участия в боевых действиях там действительно будут платить указанные деньги. Для заключения контракта необходим военный билет, также нужно пройти медицинскую комиссию.

23 марта к участию в войне против Украины в качестве "добровольцев" призвал депутат парламента Северной Осетии от партии "Единая Россия" Борис Кантемиров. Он назвал начатое 24 февраля полномасштабное военное вторжение "священным долгом". Кантемиров заявил, что желающие отправиться в Украину могут обратиться к нему лично – "чтобы сделать все правильно". Первая "партия" "добровольцев" уже отправилась в лагерь для получения базовых навыков.

Читайте также "Чеченцы – это люди, которые за нас". Представитель президента Украины – о добровольцах и экстрадициях

В то же время на фоне сообщений о потерях, плохой подготовке и недостаточном снабжении российских войск появляются сообщения об "отказниках" среди контрактных военнослужащих – это те, кто не подчинился приказу и не поехал в Украину.

Впервые о таком случае стало известно еще в конце февраля. Тогда правозащитная организация "Агора" сообщила, что 12 сотрудников краснодарского ОМОНа не стали выполнять требование о выезде в Украину. Бойцы обосновали решение незаконностью приказа, указав, что их "прямые служебные обязанности ограничиваются территорией Российской Федерации". Позже стало известно, что "отказников" увольняют с работы и применяют к ним давление.

В конце марта из Украины после пяти дней участия в войне вернулись около 300 контрактников российской военной базы из самопровозглашенной Южной Осетии. По данным издания "Медиазона", такое решение бойцы приняли после того, как один из сослуживцев подорвался на мине, а командующий отказался отправлять его на родину. По словам бойцов, их отправляли в Украину "пустыми" – снаряжение и защиту солдаты покупали за свои деньги.

13 апреля появилась информация, что в учетно-послужную карту контрактника, служившего в дагестанской 36-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде и уволенного из-за отказа воевать в Украине, поставили штамп со следующим текстом: "Склонен к предательству, лжи и обману. Отказался от участия в специальной военной операции на территории ЛНР, ДНР и Украины".

По состоянию на 26 апреля Кавказ.Реалии известны имена 367 погибших в Украине военнослужащих из регионов юга России и Северного Кавказа.