Ссылки для упрощенного доступа

Травля семьи Янгулбаевых. Итоги недели


Абубакар Янгулбаев
Абубакар Янгулбаев

В Чечне на этой неделе развернулась настоящая травля семьи Абубакара Янгулбаева. Если до этого власти республики хотя бы пытались делать вид, что преследуют чеченского правозащитника и его родных из-за неких нарушений закона, то теперь они в открытую говорят о личной мести. Кремль по-прежнему отказывается вмешиваться в ситуацию, что еще больше развязывает руки Рамзану Кадырову и его приближенным. В этом выпуске подкаста Кавказ.Реалии мы расскажем, что сейчас происходит с родными Абубакара Янгулбаева, поговорим о заявлениях и действиях властей Чечни, а также о реакции Кремля и Запада на события в республике.

Травля семьи Янгулбаевых – специальный выпуск | КАВКАЗ.ПОДКАСТ #65 | 04.02.22
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:15:40 0:00
Загрузить файл

Что происходит с родными Янгулбаева?

"Мама, ты сейчас находишься в плену в замке у дракона... Ты можешь быть уверена, что о тебе знают все в этом мире и все тебя поддерживают", – заявил Абубакар Янгулбаев в открытом видеообращении к своей матери. Оно было опубликовано в понедельник, 31 января. Через два дня суд в Грозном арестовал Зарему Мусаеву на два месяца по обвинению в нападении на полицейского.

Согласно официальной версии, когда страдающую от диабета женщину без жизненно необходимых лекарств и обуви силой доставили в отдел МВД в Грозном, она схватила одного из сотрудников за щеку и поцарапала ему лицо. Никаких доказательств чеченские силовики не предоставили. Несмотря на это, Мусаеву обвинили в применении насилия, опасного для жизни или здоровья полицейского. По этой статье Уголовного кодекса России ей грозит до 10 лет лишения свободы.

Мать чеченского правозащитника находится в неволе уже две недели. За это время к ней ни разу не допустили ни родных, ни правозащитников – им неизвестно даже точное местоположение арестованной. 28 января официально уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев опубликовал в инстаграме видео с Мусаевой из спецприемника МВД в Грозном. На записи всего несколько кадров с женщиной – сидя на тюремной кровати, она повязывает на голове платок. Солтаев утверждает, что арестованной оказывают необходимую медицинскую помощь. Однако по словам ее родственников, этим заявлениям верить нельзя. Сыновья Заремы Мусаевой уверены, что их мать является личным заложником Рамзана Кадырова.

Еще одно уголовное дело в Чечне на этой неделе завели в отношении Ибрагима Янгулбаева – брата Абубакара Янгулбаева. Его обвинили в публичных призывах к террористической деятельности из-за давних постов в оппозиционном режиму Кадырова телеграм-канале 1ADAT. Никаких убедительных доказательств причастности братьев Янгулбаевых к этому каналу чеченские силовики до сих пор не предоставили, однако это не помешало суду в Грозном объявить уже несколько лет живущего за границей Ибрагима Янгулбаева в федеральный розыск и заочно арестовать его.

Досталось от чеченских властей не только родственникам Абубакара Янгулбаева, но даже его старым друзьям. 31 января стало известно, что сразу нескольких из них вызвали в полицию, официальные причины этого неизвестны. Сам правозащитник считает, что таким образом силовики пытаются выяснить дополнительные сведения о нем – с помощью проверки телефонов его одноклассников и однокурсников. Янгулбаев также не исключает, что его друзей хотят запугать, чтобы те его оговорили.

3 февраля представители чеченского рода Келой, к которому принадлежит правозащитник Абубакар Янгулбаев, отказались от него и его близких и прокляли их. Выступление родственников семьи распространил официальный инстаграм-аккаунт чеченского государственного телеканала "Грозный".

Угрозы и сожжение портретов Янгулбаевых

Преследование семьи Янгулбаевых власти Чечни пытаются подкрепить созданием видимости, что эти действия поддерживают жители республики.

Сначала против правозащитника и его родных был организован флешмоб в инстаграме. Сразу несколько десятков пользователей соцсети из республики записали однотипные видеообращения с призывом к семье Янгулбаевых "не порочить честь народа". Схожие обращения опубликовали чиновники из Чечни, в их числе заместитель главы правительства республики Абузайд Висмурадов и депутат Госдумы России Адам Делимханов. Они обвинили семью Янгулбаевых в оскорблении чеченского народа и религии. Где они нашли эти оскорбления – неизвестно.

Вообще, риторика руководства Чечни в адрес семьи Янгулбаевых на этой неделе стала еще более угрожающей. Вероятно, этому способствовало отсутствие какой-либо реакции на происходящее из Кремля, но к этому мы еще вернемся. Тем временем 1 февраля уже упомянутый мною депутат Адам Делимханов вышел в прямой эфир в инстаграме и на чеченском языке пообещал расправиться с семьей Янгулбаевых, не жалея для этого "жизней, имущества и потомства". Конкретные претензии член нижней палаты российского парламента не назвал, вместо этого он пригрозил расправой и тем, кто переведет его обращение на русский язык.

Вслед за Делимхановым с аналогичными угрозами выступил и сам глава Чечни. Он заявил, что "найдет и уничтожит" семью Янгулбаевых, "где бы они ни находились". Одновременно с этим Кадыров зачем-то обратился к Европе с требованием выдать в Россию чеченского правозащитника и его родных. "Чтобы потом не было недоразумений между государствами", – мотивировал свое обращение глава республики. Здесь я хочу напомнить, что в 2020 году в Европе были совершены покушения на трех критиков Кадырова, только одному из них удалось выжить.

Уже на следующий день после новых угроз Кадырова в Грозном прошел многотысячный митинг, призванный показать единство жителей республики в своем отношении к семье Янгулбаевых. Местные государственные и окологосударственные СМИ назвали акцию несанкционированной, пытаясь выставить происходящее как народную инициативу. Хотя источники Кавказ.Реалии сообщают, что на митинг принудительно сгоняли бюджетников. Подвела руководство Чечни и уже ставшая традиционной гигантомания: телеканал "Грозный" сообщил, что на акции присутствовали 400 тысяч человек – это больше населения столицы Чечни. Наши наблюдатели говорят, что на митинг вышли максимум 30 тысяч человек.

О том, что акция готовилась заранее, косвенно свидетельствуют и напечатанные однотипные транспаранты с перечеркнутой фотографией семьи Янгулбаевых – их демонстративно били палками и топтали. Для пущей убедительности снимки жгли в разведенном прямо на акции костре. На этом фоне перед собравшимися выступили муфтий Чечни Салах Межиев, глава парламента республики Магомед Даудов и другие чиновники из ближайшего окружения Рамзана Кадырова, а также члены его семьи.

Как (не)реагирует Кремль

Прямые угрозы убийством в адрес граждан России, сожжение их фотографий на митинге в Грозном – это, казалось бы, должно заставить Кремль как минимум дать оценку происходящему с семьей Янгулбаевых. Но нет – еще 1 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин не будет вмешиваться в ситуацию. По его словам, "озвученные из-за границы заявления не могут быть поводом для Кремля, чтобы предпринимать какие-то действия, тем более что-то выдвигать в адрес Рамзана Кадырова".

Как раз после этого комментария Пескова в инстаграме были опубликованы новые видеообращения с угрозами от Делимханова и Кадырова. Пресс-секретаря президента России вновь попросили прокомментировать ситуацию, и он вновь сказал, что это дело правоохранительных органов, Государственной думы, кого угодно – но не Кремля. "Мы в этот процесс вмешиваться не хотели бы", – открыто заявил Песков.

3 февраля стало известно, что Путин и Кадыров провели встречу в Москве. Первой об этом сообщила пресс-служба главы Чечни. Новость появилась на её официальном сайте сразу после наступления четверга, в начале первого часа ночи. Когда именно прошла сама встреча, которая названа "рабочей", и кем она была инициирована – не уточняется.

На сайте президента России никакой информации о разговоре Путина с Кадыровым на момент записи этого выпуска нет. В тексте сообщения на сайте главы Чечни вместо точного указания места встречи лишь говорится, что она состоялась в Москве. Согласно данным из Грозного, президент и глава Чечни якобы разговаривали о "социально-экономической ситуации" в регионе, о "реализации нацпроектов", о "санитарных мерах в условиях пандемии коронавируса", о "демографических показателях", о "снижении безработицы" – но не о ситуации вокруг семьи Янгулбаевых.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Без внимания Кремль оставил не только угрозы Рамзана Кадырова и жалобы покинувшего Россию Абубакара Янгулбаева, но также обращения "Новой газеты" и Профсоюза журналистов и работников СМИ. Они подали заявления на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина со схожими требованиями – проверить руководителя Чечни на нарушение закона из-за угроз в адрес российских журналистов и правозащитников. Ведомство на эти запросы пока не отреагировало, хотя, как ранее выразился Песков, правоохранительные органы в связи с ситуацией вокруг Янгулбаевых "выполняют свои функции и делают это весьма четко".

Не нам давать оценку реакции российских властей на ситуацию в Чечне. Но точно можно сказать, что в этот раз происходящее в республике вылилось далеко за ее пределы. Например, в Нижнем Новгороде 30 января неизвестные обклеили плакатами с провокационными надписями квартиру 84-летней матери правозащитника Игоря Каляпина. Член президентского Совета по правам человека связал это именно с его комментариями по поводу задержания матери Абубакара Янгулбаева. В то же время пикеты с призывом освободить Зарему Мусаеву прошли в Москве и Санкт-Петербурге. В Европе проходят митинги представителей чеченской диаспоры с аналогичными требованиями.

О насильственном задержании матери чеченского правозащитника еще 27 января было заявлено на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Перед этим – 24 января – на ситуацию отреагировал Европейский суд по правам человека, который потребовал от России ответить, что происходит с Заремой Мусаевой. Ее судьбой обеспокоены и в США. Однако Кремль и Грозный предпочитают этого или не замечать, или делать вид, что они не в силах повлиять на якобы законные действия силовиков. Несмотря на это, Абубакар Янгулбаев уверен, что ему удастся спасти свою маму.

Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии:

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG