Ссылки для упрощенного доступа

"И убийство Кеннеди на себя возьмешь". В Нальчике силовикам вынесут приговор за пытки


Татарстан, Казань. Отдел полиции "Вишневецкий"
Татарстан, Казань. Отдел полиции "Вишневецкий"

В Нальчикском горсуде близится к завершению процесс по уголовному делу о пытках в местном отделе полиции. Обвиняемые – старший лейтенант Азамат Аккаев и капитаны Тимур Кетов и Бейсултан Кертов. По версии следствия, они сутки избивали двоих местных жителей, требуя признаться в краже, – задержанных в итоге приговорили к условному сроку, несмотря на заявление о насилии и зафиксированные увечья. Теперь наказание вынесут самим силовикам – потерпевшие добивались этого шесть лет.

28 октября 2016 года продавец в магазине хозяйственных товаров и сантехники Александр Князев и его напарник Валерий Левдик вместе поехали домой после окончания рабочего дня. Их машину для якобы формальной проверки документов остановил экипаж ГИБДД. В этот момент к ним подбежали двое мужчин, силой прижали к капоту патрульной машины и надели наручники. После обыска их отвезли в отдел полиции на улице Байсултанова в Нальчике, где силовики потребовали от них сознаться в хищении товара почти на миллион рублей. Задержанные вину отрицали.

Потерпевшие в деле о пытках в полиции Нальчика Александр Князев и Валерий Левдик
Потерпевшие в деле о пытках в полиции Нальчика Александр Князев и Валерий Левдик

В разговоре с Кавказ.Реалии Князев уточняет, что их не отметили в книге учета, просто завели в отдел и сутки незаконно удерживали, выбивая явку с повинной. О том, что происходило с Князевым в служебном кабинете, в своих показаниях подробно описал его напарник.

"Его положили лицом вниз, на пол, сняли наручники и замотали руки скотчем, после этого его немного приподняли, поставили на колени и надели на голову черный пакет, который замотали на уровне глаз скотчем… Его начали бить руками и ногами по различным частям тела: по бокам, по спине, по груди", – сказано в показаниях.

Полицейские избивали и самого Левдика: сперва тыкали дубинкой или палкой в ягодицы, угрожая изнасиловать, потом приложили к пальцу металлический предмет, заявив, что теперь его обвинят в незаконном хранении боеприпасов.

Видел методы работы? Еще не такое будет, еще и убийство Кеннеди на себя возьмешь

"В очередной раз подошел [старший лейтенант] Аккаев Азамат и нанес еще один удар кулаком в область ребер слева, тем самым причинив ему сильную физическую боль и в очередной раз проговорил фразу: "Если бы не ты, я бы давно дома был". Затем он нанес ему не менее четырех хлестких ударов предположительно металлической линейкой по задним поверхностям ног… После этого его поставили к стене, потребовали облокотиться головой, несколько раз сотрудники полиции подходили к нему, хватали за второй пакет, который был у него на голове, так, чтобы он не мог дышать, и спрашивали, задушить его или нет", – рассказывает Князев.

У него сложилось впечатление, что так они поступают не впервые и действуют профессионально – чтобы на запястьях не осталось следов от наручников, полицейские спустили куртку на руки задержанного и перемотали ее скотчем.

"Они говорили: "Видел методы работы? Еще не такое будет, еще и убийство Кеннеди на себя возьмешь". Для них это была игра, они-то мою боль не чувствовали – им было смешно и интересно. Все это происходило не в лесу, не в каком-то подвале, а в центральном отделе полиции. К ним любого человека приведи, даже священника или монаха, после пыток он подпишет все, что скажут. Ничего человеческого в тот момент не было", – говорит потерпевший.

Территория бесправия

Князев и Левдик провели в отделе полиции около суток. Потом их начали искать родственники – они пришли к отделу МВД и потребовали отпустить задержанных. Видимо, испугавшись огласки, полицейские выполнили требование. Князева и Левдика отвезли в больницу, где врачи зафиксировали у них многочисленные травмы: сотрясение мозга, кровоподтеки лица и ушибы грудной клетки у Левдика, закрытый перелом грудины, черепно-мозговую травму и многочисленные ссадины – у Князева. На следующий день после освобождения задержанные подали заявление в местное управление Следственного комитета.

Полицейские настаивают, что задержанные сами просили оставить их в отделении

Несмотря на жалобу о пытках, выбитые признания все равно легли в основу уголовного дела, которое дошло до суда, – продавцов в итоге признали виновными в растрате и приговорили к трем годам условного лишения свободы. Как отмечает представляющий интересы потерпевших адвокат Виталий Зубенко, если полицейских признают виновными в пытках, это может стать поводом для пересмотра приговора.

Сами полицейские своей вины не признают. Они настаивают, что задержанные не только не жаловались на задержание, но и сами просили оставить их в отделении.

"Левдик и Князев какое-либо недовольство относительно того, что они находились в отделе полиции практически целые сутки, не высказывали. Напротив, сами инициативно рассказывали о совершенных деяниях, когда им предложили поехать по домам и вернуться на следующий день, те отказались и пояснили, что хотят все закончить сразу", – рассказал на допросе капитан полиции Кетов.

Расследование дела в отношении полицейских Аккаева, Кетова и Кертова растянулось на четыре года, плюс еще почти два года оно находится в суде. Князев признается, что за эти годы его семья потеряла квартиру: ее продали, чтобы оплачивать адвокатов и лечение.

Александр Князев
Александр Князев

"Раньше никакого отвращения к системе МВД не было, после срочной службы в миротворческом контингенте в Армении думал пойти туда, даже документы подал. А сейчас… Внутри остались гнев, злость, ненависть, как человек я стал меняться. Потому что знаю, что прав и правда на моей стороне, но приходили одни отписки. Моя жизнь надвое разделилась – до и после. Шесть лет уже прошло, а я все борюсь за справедливость", – делится он.

Житель Нальчика считает, что процесс затягивался по одной причине – за обвиняемыми стояли "правоохранительные династии": у одного из них дедушка работал прокурором, родственник другого – начальник уголовного розыска.

"Мне борьба дается тяжело, потому что я живу только с мамой. У нас незнатная фамилия без денег. Кроме друг друга, никого у нас нет, собака только. Ни родственников, ни связей", – подытожил потерпевший.

Юрист Виталий Зубенко в разговоре с Кавказ.Реалии заявил, что дело в отношении силовиков фактически сознательно затягивалось и на стадии предварительного следствия, и в суде, где в процессе даже поменялся председательствующий судья. Но если сторона защиты не станет затягивать процесс, в ближайшее время возможно вынесение приговора.

В России крайне сложно добиться привлечения к ответственности виновных в пытках, а на Северном Кавказе – тем более. Например, почти за 20 лет северокавказскому филиалу Команды против пыток пока ни разу не удалось добиться осуждения сотрудников правоохранительных органов за пытки и насильственные исчезновения, рассказывает Кавказ.Реалии руководитель северокавказского филиала Екатерина Ванслова.

По ее словам, юристы Команды установили факты нарушений прав потерпевших как минимум по 45 обращениям от жителей Кавказа. Единственное дело, которое удалось довести до суда, – по заявлению Юлдуз Курашовой, которую подозревали в сбыте наркотиков по сфабрикованному делу. В рамках разбирательств по делу выяснилось, что экс-полицейские Рамазан Сайпулаев и Шамиль Алиев могли его сфальсифицировать.

  • Уголовное дело о превышении полномочий возбуждено в отношении двух оперуполномоченных отдела уголовного розыска ОМВД по Геленджику в Краснодарском крае, которые незаконно задержали и избили двух бизнесменов, требуя выкуп в 1,7 млн рублей.
  • Октябрьский районный суд Краснодара 20 июня подтвердил законность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению фермера Евгения Скиданова – он сообщил о пытках в ОМВД по Выселковскому району. Это уже 15-е постановление об отказе по этому делу – по данным Команды против пыток, это один из антирекордов Следственного комитета в Краснодарском крае. Находящийся в СИЗО журналист дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев опубликовал рассказ своего сокамерника Мирзали Мирзалиева о пытках, которым его подвергали сотрудники дербентского Центра по противодействию экстремизму. По факту этой публикации уполномоченный по правам человека в Дагестане Джамал Алиев направил в управление Следственного комитета по республике запрос о проведении проверки.
  • Верховный суд Дагестана утвердил приговор Магомедзапиру Кадирагаеву, признав его виновным в убийстве собственного отца Абдулагата Кадирагаева. Дагестанец получил реальный срок, хотя еще в процессе следствия заявил о данных под пытками признательных показаниях.
  • 10 июня Минюст России в третий раз объявил "иностранным агентом" "Комитет против пыток". Вскоре стало известно о самоликвидации организации, однако ее юристы продолжили работу под новым названием – "Команда против пыток". В начале июня у правозащитников находились более 50 жалоб о пытках в полиции от жителей Краснодарского края и республик Северного Кавказа. По части из них уже возбуждены уголовные дела.
XS
SM
MD
LG