Ссылки для упрощенного доступа

Нехватка религиозного престижа: зачем Кадыров критикует лидеров мусульманских стран


Глава Чечни Рамзан Кадыров и муфтий республики Салах Межиев
Глава Чечни Рамзан Кадыров и муфтий республики Салах Межиев

Эту статью можно прочитать и на чеченском языке

Имидж Рамзана Кадырова как "служителя священного Корана", "героя ислама", "защитника сунны пророка Мухаммада" широко распропагандирован в Чечне. Благодаря главе республики, как утверждают местные СМИ, Грозный стал "связующим звеном" Кремля с арабским миром. Бывший представитель Кадырова в ближневосточных странах, а ныне – постоянный представитель России при Организации исламского сотрудничества Турко Даудов уверял, что глава Чечни является "символом борьбы против недоброжелателей ислама". Однако в последнее время Кадыров стал критиковать лидеров арабских стран.

Например, 9 октября, комментируя начавшуюся после атаки боевиков войну Израиля с радикальной группировкой ХАМАС, глава Чечни не только заявил о "полной поддержке действий Палестины", но и упрекнул "мусульманские страны" за то, что они якобы не заступились "за своих".

"Я еще раз, еще раз и еще раз призываю исламские, мусульманские, арабские страны, чтобы они совместно сделали заявление и сказали слово за наших мусульман, за наших братьев", – говорит Кадыров в видеообращении.

При этом страны Ближнего Востока отреагировали на войну Израиля с ХАМАС за два дня до главы Чечни. МИД Саудовской Аравии призвал к прекращению насилия, Лига арабских государств (ЛАГ) выступила с письменным заявлением по поводу взаимных атак ХАМАС и Израиля, а генеральный секретарь организации Ахмед Абу аль-Гейт потребовал немедленного прекращения атак на сектор Газа. Президент Турции Реджеп Эрдоган призвал обе стороны "проявлять сдержанность и воздерживаться от импульсивных шагов, которые приведут к эскалации напряженности". К "максимальной сдержанности" сторон призвали также Катар, Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Иран и Сирия открыто поддержали ХАМАС. Кувейт обвинил Израиль в продолжающихся нарушениях прав палестинцев.

То, что он нападает на лидеров государств Персидского залива, напрямую подрывает его собственный авторитет

Призывы Кадырова заступиться за палестинцев – это не первые необоснованные претензии главы Чечни к лидерам исламских стран. В середине августа он выступил с критикой в их адрес якобы из-за отсутствия реакции на серию акций с сожжением Корана в Швеции и Дании. На опубликованном видео Кадыров подверг сомнению религиозные убеждения руководителей мусульманских государств и заявил, что сегодня только Россия противостоит "колониальной политике Запада и Европы".

При этом еще в январе Турция официально осудила акцию со сжиганием Корана в Стокгольме и отменила из-за нее визит шведского министра обороны в Анкару. Сожжение Корана ультраправыми активистами тогда раскритиковали и многие другие мусульманские страны, включая Саудовскую Аравию, Иорданию, Иран и Кувейт. Кадыров же использовал акцию в Стокгольме для оправдания войны против Украины и критики "евроичкерийцев". С тех пор подобные акции неоднократно повторялись и вызывали протесты в мусульманских странах по всему миру.

С середины 2000-х годов в аккаунтах соцсетей, которые связывали с главой Чечни, неоднократно появлялись многочисленные селфи с принцами и высокопоставленными арабскими деятелями, как бы указывающие на то, что его отношения с Саудовской Аравией находятся в расцвете, а правители нефтяных монархий – его "братья", которые чрезвычайно уважают и ценят Кадырова. Отметился он и визитами в Объединенные Арабские Эмираты: согласно официальной информации, они имели гуманитарный характер для привлечение инвестиций в республику. В разные годы глава Чечни также подчеркивал близкие связи с эмиром Катара и семьей короля Иордании.

Теперь же Кадыров все чаще позволяет себе ранее несвойственную ему риторику в адрес мусульманских стран, дружбой с которыми он так гордился.

"Больной вопрос"

Обвинения главы Чечни в адрес Турции и лидеров стран на Ближнем Востоке в отсутствии реакции на сожжения Корана звучат по меньшей мере странно, поскольку в действительности те открыто выражают свое возмущение подобными акциями, говорит востоковед Руслан Сулейманов.

"Президент Турции Реджеп Эрдоган говорил, что случаи сожжения Корана не имеют ничего общего со свободой слова. Не менее жестко на этот инцидент отреагировали и в арабском мире – в Египте, Ираке, Иордании. В той же степени и власти Ирана дают критическую оценку посягательству на священную для мусульман книгу", – указывает собеседник.

Согласно хронологии агентства Al Jazeera, на сожжения Корана в Европе отреагировало большинство стран с мусульманским населением:

  • Президент Турции раскритиковал Швецию в связи с данным инцидентом, заявив, что Анкара никогда не подчинится политике провокаций или угроз. "Мы научим высокомерных западных людей, что оскорбление священных ценностей мусульман не является свободой выражения мнений", – сказал Эрдоган.
  • Ирак вызывает посла Швеции и называет этот акт "расистским" и "безответственным". Сотни иракцев штурмуют посольство Швеции...
  • Марокко отзывает своего посла из Швеции на неопределенный срок. Министерство иностранных дел королевства также приглашает "на ковер" поверенного в делах Швеции в Рабате и выражает "решительное осуждение этого нападения и неприятие этого неприемлемого действия".
  • Ряд стран с мусульманским большинством, в том числе Иран, Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты также выражают свое осуждение.

Более того, после акций с сожжением Корана мусульманские страны через ООН призвали пересмотреть законы и устранить пробелы, которые могут "препятствовать предотвращению и судебному преследованию за действия и пропаганду религиозной ненависти". 12 июля на заседании, которое состоялось по инициативе Объединенных Арабских Эмиратов, Совет Безопасности ООН по правам человека единогласно принял резолюцию, "в которой признается, что язык ненависти, расизм, расовая дискриминация, ксенофобия, связанные с ними формы нетерпимости и акты экстремизма могут подпитывать вспышку, эскалацию и возобновление конфликта".

Кадыров действительно широко известная и даже популярная фигура в исламском мире, но главным и тем более единственным "защитником ислама" его здесь не считают, подчеркивает востоковед Руслан Сулейманов.

С ним соглашается специалист по Северному Кавказу и аналитик Гарольд Чемберс: по его словам, главе Чечни определенно не хватает религиозного престижа собственного отца, бывшего президента республики Ахмата Кадырова. "И кажется, что для Рамзана Кадырова эта разница между ним и его отцом всегда была больным вопросом", – указывает собеседник.

"Исламская идентичность"

Кадыров и раньше позволял себе критику в адрес Турции и персонально президента Реджепа Эрдогана, обращаясь к нему с обвинениями в предоставлении убежища "открытым бандитам" – таковыми глава Чечни, вероятно, считает эмигрировавших в Турцию чеченских оппозиционеров.

Возмущался Кадыров и открытием в городе Корфез отреставрированного парка имени первого президента независимой Ичкерии Джохара Дудаева. Впрочем, ни президент Турции, ни другие официальные лица страны никак не реагировали на выпады из Грозного. По мнению политологов, комментировать подобные выступления – это не уровень Анкары.

Добавившуюся к этому критику главы Чечни в адрес арабских стран аналитик Гарольд Чемберс находит чрезвычайно странной.

"Неудивительно, что Кадыров критикует турецкие власти из-за их связей с чеченской оппозицией. Но то, что он нападает на лидеров государств Персидского залива, напрямую подрывает его собственный авторитет. Глава Чечни часто выступал против внутренней и внешней политики Кремля в отношении мусульманских дел, и это всегда было прагматично, помогало повысить его имидж среди лидеров арабских и других мусульманских стран, с которыми он поддерживал связь от имени Москвы. Однако такие заявления, как в данном случае [по войне Израиля с ХАМАС], противоречат этой стратегии. Мягко говоря, это было бестактно", – говорит собеседник.

По его мнению, в своей оценке реакции на удары по сектору Газа после атаки боевиков ХАМАС Кадыров, вероятно, допустил просчет. В то же время, продолжает Чемберс, большая часть сообщений главы Чечни – это пропаганда военного времени, в которой он может откровенно лгать.

Для Кадырова эта тема дает возможность влиять на мусульманские настроения

Украинский и крымскотатарский журналист Осман Пашаев тоже указывает на попытки Рамзана Кадырова быть транслятором "исламской мысли" – уже на примере полномасштабного вторжения России в 2022 году.

"Когда российская пропаганда пытается придумывать уже чуть ли не священную войну, в которой мусульмане должны участвовать против Украины, все-таки нужно заручиться поддержкой миллиардной исламской уммы (общины)", – объясняет журналист. По его мнению, для получения этой поддержки глава Чечни и выступает с критикой лидеров мусульманских стран, в том числе по поводу сожжений Корана.

"Для Кадырова эта тема дает возможность влиять на мусульманские настроения, в том числе в таких регионах, которые можно назвать глобальным югом. И мы видим, что идет борьба за голоса не только в арабском мире, но и в таких мусульманских регионах, как 200-миллионные Индонезия и Нигерия. В далеких мусульманских регионах, для которых российско-украинская война находится где-то на периферии внимания, тема сжигания Корана – способ привлечения внимания. И трансляция упреков Кадырова направлена именно на эти страны в целях завоевания новой поддержки", – считает Пашаев.

В своем критическом выступлении в адрес мусульманских лидеров в качестве примера защиты ислама в России глава Чечни привел ситуацию, когда президент Владимир Путин во время поездки в Дагестан в конце июня 2023 года обнял подаренный ему экземпляр Корана. При этом Кадыров продолжает игнорировать нарушения прав мусульман в российских колониях, рейды в мечетях в Подмосковье и конфликты из-за религиозной одежды.

Аналитик Гарольд Чемберс полагает, что сейчас глава Чечни больше сосредоточен на "исламской идентичности" своей семьи: сыновья ездили в хадж, старший сын Ахмат посещал Азербайджан, мать недавно получила высшую награду мусульман России – орден "Аль-Фахр" (или орден Почета).

"Исламская идентичность" главы Чечни проявляется и в более агрессивных формах: например, в избиении арестованного за сожжение Корана в Волгограде Никиты Журавеля. В грозненском СИЗО на него напал 15-летний Адам Кадыров, чем вызвал гордость у своего отца. Кроме того, в республике, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжают удерживать за решеткой Зарему Мусаеву, мать братьев-оппозиционеров Янгулбаевых, критиков главы Чечни. Правозащитники называют ее заложницей режима Рамзана Кадырова.

  • Удары армии Израиля по целям в секторе Газа, последовавшие за нападением боевиков группировки ХАМАС, вызвали широкую реакцию в преимущественно мусульманских регионах Северного Кавказа. В Чечне проходят коллективные молитвы в поддержку палестинцев, а в Дагестане и Ингушетии вывешивали палестинские флаги. Одновременно с этим в еврейских общинах сообщают об усилении мер безопасности.
  • В Чечне, где активно насаждается суфизм (одно из течений ислама), а более радикальный салафизм становится причиной преследований, существует около трех десятков религиозных братств, или вирдов. Главное различие между ними – почитание определенного исламского шейха. По определению эти братства равны, однако номинально главным власти республики провозгласили вирд последователей шейха Кунта-Хаджи, приверженцем которого является Рамзан Кадыров. Этот факт политик использует в своей пиар-кампании.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG