"Я снова теряю родину": черкесы из Турции и Сирии о жизни после возвращения в Россию

Черкесский флаг

После землетрясения в Турции и Сирии российские власти отказали в упрощенном порядке возвращения на историческую родину и получении гражданства пострадавшим черкесам. C начала полномасштабного вторжения в Украину Россия стала отказывать и в выдаче временных виз, утверждают собеседники редакции из черкесской диаспоры. Корреспондентка Кавказ.Реалии выясняла, как обстоит жизнь вернувшихся домой задолго до этих событий, и почему они теперь снова хотят покинуть Россию.

"Нашу историю умалчивают"

Первыми в Россию на историческую родину начали возвращаться черкесы из Турции. Когда в 2011 году началась гражданская война в Сирии, люди приехали и оттуда, рассказывает правозащитник из национальной организации, которая помогает репатриантам в адаптации (сайт Кавказ.Реалии не указывает его имя и название проекта в целях безопасности, так как Радио Свобода внесли в реестр нежелательных организаций).

По словам собеседника, вернувшиеся черкесы сразу столкнулись с проблемами с оформлением документов, отсутствием работы и денег: "Тогда очень помогали местные бизнесмены, которые покупали продукты, билеты, оплачивали аренду жилья. Было чувство единения".

Эта помощь несколько облегчала жизнь репатриантов, но в целом их положение, а особенно положение черкесских беженцев из Сирии, оставалось тяжелым, говорит собеседник. Эти люди знали только арабский и черкесский языки. Чтобы получить гражданство, им нужно было сдать экзамен по истории России, праву и русскому языку.

"Можно было сделать так, чтобы они сдавали черкесский язык, раз все равно будут жить на родине, – говорит правозащитник. – Власти не помогают вообще".

Читайте также "Долгая дорога домой". Как сирийские черкесы пытаются вернуться в Россию

Рассказ правозащитника подтверждает и черкесский активист по имени Халид – он вернулся в Россию из Сирии более 30 лет назад. Сначала, по его словам, он был счастлив слышать вокруг родную речь, чувствовал себя свободным, вернувшимся домой. Но это быстро изменилось.

"Когда возвращался из Сирии, я представлял себе другую жизнь, думал, здесь будет развиваться наша национальная самобытность, ехал как к себе на родину. Потом увидел, как умалчивают нашу историю, теряют наши права и язык. Власти не считаются с нами как с народом, что кабардинцы, дагестанцы, ингуши, чеченцы, балкарцы – мы все для них просто россияне. Нет понимания, что у нас свои традиции. При Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине было еще более или менее, а сейчас в школах не дают даже изучать родной язык! Один-два урока в неделю. Кто при таком подходе язык выучит?" – задается вопросом Халид.

По его мнению, политика властей дает результаты.

Я мечтал вернуться на Родину, а теперь снова теряю ее

"Кто среди подрастающего поколения знает о геноциде черкесов? Могут ли учителя в школах что-то сказать на эту тему? Дома мало кто говорит об этом детям – ребенок же не знает, что можно открыто потом обсуждать с другими, а что нет, – у родителей проблемы начнутся", – продолжает собеседник.

Халид пытается противостоять этому и зачастую пишет о национальном движении черкесов в соцсетях. По его словам, силовики угрожали ему уже не менее шести раз со словами: "Остановись или создадим тебе проблемы".

"Оружие могут подкинуть или наркотики. Я верю этому, Мартину Кочесоко (лидер черкесской общественной организации "Хабзэ". – Прим.) же подкинули. А с другой стороны, не говорить об этом как? Я мечтал вернуться на Родину, а теперь снова теряю ее. Я пытался уехать за рубеж и даже добрался до Финляндии, но безуспешно – не смог пересечь границу, ведь сейчас они закрыты", – сказал Халид.

Читайте также Ненужные соотечественники: Россия отказалась принять черкесов из Турции и Сирии

"Держат на крючке"

По словам черкесского активиста Мартина Кочесоко, после распада Советского Союза на родину вернулись около трех тысяч черкесов. Многие люди хотели построить бизнес, но в 90-е закон в России "не действовал", поэтому они потеряли вложения и были вынуждены уехать обратно.

"Все разочарования, которые произошли в тот период, до сих пор имеют влияние на общественное мнение черкесской диаспоры – большинство с опаской и непониманием смотрят на возвращение. Их пугает неизвестность", – полагает собеседник.

С ним не согласен активист из Кабардино-Балкарии, глава общественного движения "Хасэ", бывший член Совета международной черкесской ассоциации (МЧА) Ибрагим Яганов. По его мнению, многие черкесы в Турции все еще хотят вернуться в Россию, только она не может их принять.

"Ничего не поменялось за эти годы – Россия как была империей, так и осталась. В начале 90-х годов, поверив, что Ельцин объявил демократию, черкесы вернулись в страну. В ответ одним не дали возможность заняться бизнесом, а тех, кто хоть что-то заработал и начал нормально жить, ограбили и выгнали. Стандартный прием не только в отношении черкесов, но и россиян в целом", – считает Яганов.

Несколько лет назад стало известно о подобной истории, которая закончилась уголовным делом для вернувшегося из Турции в Россию черкеса. Он создал семью и стал заниматься экспортом и импортом товаров, а параллельно участвовал в решении гуманитарных и национальных вопросов. Вскоре силовики обратили внимание на предпринимателя и обвинили его в помощи боевикам и "экстремистам", которые были радикально настроены в национальном вопросе.

"Силовики угрожали посадить меня, но я стоял на своем, не поддавался. В итоге, они потребовали денежный откуп, я отказал. Все это закончилось возбуждением уголовного дела. Через четыре года его прекратили за отсутствием состава преступления, но меня захотели лишить гражданства", — рассказывал бизнесмен местным активистам.

В это время предприниматель находился в Турции – несмотря на решение суда о лишении гражданства, позже ему удалось вернуться в Россию, но бизнес он потерял и разорился. Несмотря на это, о своем возвращении представитель черкесской диаспоры не жалеет.

Как говорит Кочесоко, с одной стороны власти следили, чтобы репатрианты не вмешивались в политику или не выступали против "официальной линии", а с другой – наоборот, многих авторитетных и узнаваемых держали "на крючке". Для контроля репатриированных активно использовались методики "уговоров", "запугивания" и шантажа: "Даже если человек в политике не участвовал, ему нужно было сказать что-то в поддержку МЧА и России или против тех, кто выступает за независимую черкесскую политику".

Поток черкесов, желающих вернуться на историческую родину, сократился не только по этой причине, добавляет правозащитник из национального движения: "Сейчас очень сложно получить визу, чтобы приехать в гости, не говоря уже о ВНЖ или гражданстве. До начала войны с Украиной еще можно было, но сейчас российская сторона визу не дает".

До смены режима ожидать возрождения национального движения внутри России глупо

Ибрагим Яганов также напомнил, что в отношении многих тысяч черкесов не работает даже закон о репатриации: "Сейчас Россия не готова принять желающих вернуться на историческую родину, так как многие из черкесов не попали в список соотечественников, на основе которого происходит репатриация. Это связано с их отъездом из Российской империи до 1864 года, когда Кавказ официально вошел в ее состав. Перспектив на возвращение на историческую родину черкесов нет", – заявил Яганов.

Россия не хочет наплыва "заряженных" черкесским вопросом репатриантов, а после начала войны в Украине они сами не готовы возвращаться. Ожидать, что родившиеся в чужой стране захотят приехать в Россию в условиях войны и санкций, наивно – условий для возвращения нет, говорит Кочесоко.

"До смены режима ожидать возрождения национального движения внутри России или каких-то перемен глупо, – считает активист. – Не действуют законы, нет правового поля. Россия не умеет разговаривать на равных, только с позиции силы, а тенденция сейчас такова, что любая инициатива, тем более в национальных движениях, наказуема", – заключил собеседник.

  • В январе этого года крупнейшая черкесская организация в Турции "Кайсери Хасэ" (Kayseri Kafkas Derneği) вышла из Федерации кавказских ассоциаций (KAFFED) из-за аффилированности руководства KAFFED с российскими властями. Позже ее примеру последовала и Стамбульская ассоциация кавказской культуры.
  • В Стамбуле прошла первая международная конференция, посвященная независимости Черкесии. Организаторы обратились к мировым лидерам с просьбой признать независимость региона и геноцид черкесского народа Российской империей в XIX веке. Перспективы успеха в этом вопросе у некоторых экспертов вызывают сомнения.
  • Украинский депутат Алексей Гончаренко подал в Верховную раду проект постановления о признании геноцида черкесского народа в ходе Кавказской войны 1763–1864 годов. В случае одобрения инициативы Украина станет вторым государством в мире, которое официально признало ответственность Российской империи за гибель сотен тысяч черкесов. Кавказ.Реалии рассказывает, как вопрос геноцида черкесов обсуждали в мире – и как игнорировали этот вопрос в России.