Ссылки для упрощенного доступа

"Только живя в России, можно ее изменить": Антивоенный комитет Кубани – об итогах года


Антивоенная листовка, иллюстративная фотография
Антивоенная листовка, иллюстративная фотография

Краснодарский край стал единственным южным регионом и одним из немногих в стране, где с первых дней вторжения в Украину появился местный антивоенный комитет. Он объединил оставшихся в России и эмигрировавших активистов штаба Навального, экологов и тех, кто до этого не занимался политикой.

О том, как будет развиваться протест в 2023 году, а также о способах выражать свое несогласие с агрессивной политикой Кремля представители Антивоенного комитета Кубани рассказали в интервью редакции Кавказ.Реалии.

– Расскажите, с какой целью создан комитет?

– 24 февраля многие россияне ощутили внутреннее несогласие с тем, что произошло – как бы ни заявляла пропаганда о малочисленности тех, кто против. Это люди самых разных возрастов и профессий, те, кто способен самостоятельно мыслить и анализировать, а не повторять пропагандистские штампы брызжущего ненавистью Соловьева.

За прошедшие месяцы мы, оставаясь в стране, обратили внимание на закономерность: те, кто выступает против войны, могут аргументированно и последовательно доказать, что наша родина стала агрессором, а сказочный "Третий Рим" повторяет судьбу Третьего рейха. Сторонники же войны при обычном разговоре сразу теряются, кроме "где вы были восемь лет?" и якобы воюющих в Украине американцев, им нечего сказать. У них нет ни одного реального довода необходимости нападения на соседнее суверенное государство, кроме имперских амбиций и ностальгии по совку престарелого обитателя Кремля.

Так вот, несогласные с войной люди есть и на Кубани. В первые же дни после начала войны они вышли на улицы, писали антивоенные посты в социальных сетях, рисовали граффити и всеми другими средствами демонстрировали, что не все россияне поддерживают нападение на Украину. Антивоенный комитет Кубани появился, чтобы объединить таких людей, рассказать об их акциях, оказать правовую помощь.

– За эти месяцы основной упор был сделан на уличной антивоенной агитации. Почему именно такой формат?

Публичная пропаганда помогает победить страх большинства, демонстрирует им: противников войны много, они рядом

– Опять же, чтобы развенчать несостоятельный миф пропаганды про то, что россияне "в едином порыве" поддерживают Путина и войну. Ведь один из доводов пропагандистов: с войной несогласна кучка "отщепенцев", сбежавших из России и вещающих с берегов Темзы и Сены. И те кубанцы, которые внутренне несогласны с политикой Путина, но боятся выражать это внешне, могут ошибочно полагать, что они одиноки, а все остальные за войну. Но большинство из этих остальных просто не хочет проблем и боится внимания силовиков, потерять работу, крупных штрафов и ареста. А мы не боимся.

Мы демонстрируем и власти и, прежде всего, горожанам, что в самом Краснодаре живут люди, выступающие против войны. Они клеят антивоенные листовки в вашем лифте, подъезде, на остановках. Они рисуют антивоенные граффити по вашему пути на работу. В почтовых ящиках они видят газеты с призывами прекратить войну – с начала декабря только по городу распространили более пяти тысяч ее экземпляров.

Публичная пропаганда помогает победить страх большинства, демонстрирует им: противников войны много, они рядом. Это ваши соседи, друзья, коллеги. Пусть и не решающиеся заявить об этом публично.

– Но ведь уличный формат совсем небезопасен.

– Это так. Поэтому мы используем проверенные приемы конспирации, чтобы снизить риски встречи с полицией. За десять месяцев с начала войны по Краснодару, Новороссийску, Сочи были распространены тысячи листовок и стикеров с антивоенной тематикой, часть из которых мы передавали обратившимся к нам активистам, часть просили их распечатать дома самостоятельно, и только один человек, самостоятельно нарушив элементарные требования безопасности, попался силовикам. Он отдал часть листовок для распространения знакомому – "я в нем полностью уверен", – хотя мы не поддерживали такое решение. А друг затем все рассказал полицейским. В итоге этого человека задержали, составили на него административный протокол и оштрафовали.

Мы не скрываем от сторонников, что антивоенная деятельность в современной России (как бы нелогично и парадоксально это не звучало в стране, здания которой украшали надписи "Миру – мир!") связана с риском. Участие в движении означает осознание и принятие того, что ты можешь стать жертвой репрессий.

Сопротивление – это не организация. У неё нет руководителя, штаба, регистрации и счета в банке. Силовикам банально некуда прийти

Уже в последние месяцы, насколько мы понимаем, полицейские пытались выйти на нас, выдавая себя за активистов, но это очень легко раскрывается. Повторюсь, соблюдение элементарных мер безопасности позволяет вести уличную антивоенную агитацию даже в нынешних условиях.

Сопротивление – это не организация. У неё нет руководителя, штаба, регистрации и счета в банке. Силовикам банально некуда прийти, чтобы провести обыск в "Антивоенном комитете Кубани".

Сопротивление – это идея, которая живет в каждом из нас. Это несогласие с войной. Это требование мира, свободы и соблюдения базовых прав человека, таких как право на жизнь, личную свободу, уважение личности, запрет жестокого обращения, свободу слова и мнений, а также право на отказ участия в войне.

– Насколько я знаю, был еще один случай – местную жительницу оштрафовали за "дискредитацию" армии из-за комментария под постом в канале "Антивоенного комитета Кубани".

– Да, такой эпизод также имел место. Мы регулярно напоминаем всем читателям канала о том, что нельзя оставлять комментарии с личных аккаунтов и при видимом номере телефона. Никаких других механизмов узнать, чей комментарий, у полиции нет. Силовики же достаточно ленивы в этом плане – большинство протоколов по "дискредитирующей" армию статье составляются по поиску слов "война" с помощью примитивных нейросетей.

То есть человек оставляет комментарий под каким-то постом во "ВКонтакте" или инстаграме, полицейский находит пост по этому слову и, если персональные данные открыты, вызывает его автора для составления протокола. Ноль интеллектуальной и вообще работы, ноль усилий, а "палка" в отчетности есть.

– В названии вашего канала присутствует фамилия политика Алексея Навального. Антивоенный комитет объединяет только его сторонников? Как бы в целом вы описали свои политические взгляды?

– Среди нас большинство – сторонники Навального, многие были волонтерами его краснодарского штаба. Но мы сотрудничаем и с другими активистами.

Сегодня мы с вами живём в стране, которая выступает страной-агрессором по отношению к соседнему суверенному государству. Внутри же самой России торжествует пропаганда ненависти, при которой доносительство и преследования несогласных стали нормой. Именно поэтому возник большой общественный запрос на выработку новой достойной модели поведения. Поведения сопротивления.

Наши принципы сопротивления следующие. Каждый россиянин должен постараться сделать всё зависящее от него, чтобы остановить войну. Протест должен быть мирным и, насколько это возможно, безопасным для протестующих. Организатор протестных акций не имеет морального права находиться за границей.

– Последний пункт достаточно дискуссионный – с марта из региона эмигрировали десятки активистов, которые также продолжают в меру своих сил и возможностей выражать несогласие с режимом Путина.

– Так никто не умаляет их усилий, они также нужны. Но на их место с марта пришли новые люди, до этого никогда в политике не участвовавшие. Обратите внимание – подавляющее большинство протоколов за антивоенные действия составляются на людей, до этого не выходивших на улицы. Столкнувшись с маховиком репрессий, кто-то из них забудет про протест, а другие, наоборот, будут бороться за свои права.

Только живущие в России люди смогут ее изменить. Мы с уважением относимся к тем, кому пришлось эмигрировать, спасая свою жизнь или свободу. Однако трезвую оценку происходящему в стране могут дать лишь те, кто находится в ней и в полном объёме разделяют все риски жизни. Неэтично призывать людей выходить под дубинки или крупные штрафы, при этом находясь в полной безопасности в условном Тбилиси или Берлине.

Эмигрировавший может оказывать финансовую, информационную и любую другую помощь, но не принимать решения, направленные к действию. Эмигрировавший не может организовывать протест, поскольку не разделяет риски с теми, кто непосредственно оказывает сопротивление.

– Помимо уличной агитации Антивоенный комитет Кубани оказывает правовую помощь тем, кого привлекают к ответственности за "дискредитацию" армии. Как это происходит?

– Действительно, мы взаимодействуем с рядом правозащитных организаций и адвокатов, в случае необходимости обращаемся к ним, чтобы оказать юридическую поддержку привлекаемым к административной ответственности. Но, повторюсь, так как у нас нет банковского счета, сбора средств, какой-либо структуры, мы не имеем возможности самостоятельно оплачивать услуги адвокатов всем пострадавшим от репрессивной машины в Краснодарском крае.

Здесь основной упор делается на правовое просвещение и рассказ об элементарных мерах безопасности, которые способны максимально минимизировать риски быть вычисленными.

– Какой вы видите работу в наступающем году? В целом чего ждете от него?

Мы сами должны навести порядок в нашем доме. Это будет трудно. Это будет непросто. Но другого пути у нас нет

В манифесте "Антивоенного комитета Кубани" написано: "серебряной пули", которая решит все проблемы России, не существует. Нет и не может быть простого решения проблемы. Даже незамедлительное отстранение диктатора от власти не принесет мир, не восстановит разрушенную экономику, не устранит коррупцию и моральное разложение всех ветвей власти.

Мы все должны приготовиться к большой, долгой и очень сложной работе. Мы сами должны навести порядок в нашем доме. Это будет трудно. Это будет непросто. Но другого пути у нас нет.

Война в Украине, как и любая другая, – война ресурсов и экономики. Пока у Путина есть нефтедоллары, он будет закупать у Ирана и Северной Кореи вооружение, заманивать контрактников высокими выплатами, оплачивать пропаганду, безуспешно пытаться сдерживать надвигающийся обвал национальной экономики. Этих ресурсов может хватить еще надолго. Но очевидно, что у насквозь коррумпированной страны – война в Украине показала, насколько тотально здесь все разворовано, – ресурсов намного меньше, чем у демократических государств.

Мы верим, что придет время, когда со всех россиян снимут розовые очки пропаганды. И тогда все, кто сегодня клеит на машины "Z" и "можем повторить", кто ходит на милитаристические митинги и отправляет на фронт посылки, будут голосить: мы ничего не знали! Но это будет ложью. Потому что не только в мессенджерах и запрещенных в России СМИ, но и на улицах была правда об этой преступной войне.

***

Краснодарский край вошел в топ-3 регионов после Москвы и Санкт-Петербурга по числу протоколов о "дискредитации" российской армии и войны в Украине.

В России с начала полномасштабной войны в Украине за участие в антивоенных митингах, пикетах, а также за посты в соцсетях были задержаны минимум 19 443 человека. Это рекордная цифра задержанных по политическим мотивам за последние 10 лет, сообщает Радио Свобода со ссылкой на совместный аналитический материал издания "Вёрстка" и правозащитного проекта "ОВД-Инфо". Как подсчитали журналисты и правозащитники, с 24 февраля без подобных задержаний было лишь 18 дней.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG