Ссылки для упрощенного доступа

Своя повестка


Акция в поддержку Навального в Махачкале
Акция в поддержку Навального в Махачкале

Общероссийская проблема коррупции накладывается на местные проблемы северокавказских республик

12 июня Северный Кавказ гораздо активнее подключился к общероссийским митингам против коррупции, чем во время предыдущей волны протестов 26 марта. В марте такие акции прошли только в Ставрополе и Махачкале, а вчера — в Ставрополе, Минеральных Водах, Нальчике и Майкопе. В Махачкале митинг не согласовали, но люди все равно пришли, хотя в прошлый раз даже на согласованном мероприятии было задержано более 40 человек. Также активисты пытались согласовать митинги во Владикавказе и Черкесске, но безуспешно.

Политическая активность на Северном Кавказе стала ярче проявляться не за последние месяцы, а за последние пару лет, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Вадим Муханов.

Есть определенная повестка, в том числе местная, на которую люди реагируют

Он привел в пример Дагестан, где протестные настроения начали нарастать еще в прошлом году после прошедших в республике выборов. "Выборы в Дагестане были откровенно сфальсифицированы, на отдельных участках были прямые доказательства того, что результаты переписаны. Это вылилось в массовое недовольство населения, причем на акции стали выходить представители молодежи, чего раньше тоже не было", — сказал эксперт "Кавказ.Реалии".

Растет не только политическая, но и общественная активность, отметил Муханов, вспомнив борьбу жителей Махачкалы за парк имени Ленинского комсомола, который хотели отдать под музей "Россия — моя история". В апреле дагестанская прокуратура впервые за много лет даже собрала специальное заседание по митингам.

Дагестан выделяется на фоне СКФО, но не является исключением, отмечает собеседник. "Раньше новости с Кавказа были несколько иными, а теперь — то в одном республиканском центре люди вышли, то в другом", — говорит он.

К общероссийской повестке — борьбе с коррупцией, которая одинаково "давит" что Махачкалу, что Владикавказ, что Москву или любой другой город России, добавляется местная, и в каждой республике она своя, подчеркивает Муханов. "На Кавказе говорить о единой линии просто невозможно, но то, что активность и периодичность выступлений повышается, это бесспорно", — убежден он.

Что касается того, что вчерашние митинги были инициированы политиком Алексеем Навальным, то, по мнению Муханова, в России "и без Навального достаточно серьезное протестное недовольство". "Навальный просто активно варится в этой политической жизни, это нормальное поведение для человека с такими амбициями — пытаться оседлать протестную волну. Но протест и в Центральной России, и на Северном Кавказе — на 99% никак не связан с Навальным. Есть определенная повестка, в том числе местная, на которую люди реагируют", — заключил эксперт.

По мнению старшего научного сотрудника РАНХиГС и Института Гайдара Константина Казенина антикоррупционная повестка на Северном Кавказе “имеет гораздо более давнюю историю, чем нынешняя общероссийская волна протестных акций”.

“Правда, регионы заметно отличаются по ее «насыщенности», да и по возможностям для граждан ее публично озвучивать. Пожалуй, 'опережает' здесь своих соседей Дагестан, где антикоррупционная тема, наряду с темой нарушений в работе местных силовиков, уже много лет является одной из основных на различных митингах и в публикациях в независимых СМИ”, — отметил он.

При этом Казенин выразил сомнение, что Северный Кавказ, хотя бы частично, активно вольется в антикоррупционные движения, ядро которых находится в двух столицах. “Заметная часть северокавказского антикоррупционного спектра имеет мало шансов найти общий язык с лидерами общероссийского протеста — как, например, руководители этнических движений, играющие 'первую скрипку' в антикоррупционных выступлениях по земельным вопросам”, — пояснил эксперт.

12 июня для части протестующих на Северном Кавказе было, наверное, важно показать, что местные независимые общественники “не выпадают из общероссийского поля”, и доля тех, для кого это существенно, вероятно, будет расти, но пока им далеко до того, чтобы определять политику в своих регионах, уверен собеседник.

XS
SM
MD
LG