Северный Кавказ, как и вся Россия, отходит от чемпионата мира по футболу, который завершился вчера, 15 июля. В финале встретились Франция и Хорватия.
Ажиотаж вокруг сборной России и ее главного тренера Станислава Черчесова стихает. И если в родной Северной Осетии он остается национальным героем, то в Санкт-Петербурге вандалы атакуют граффити с ним. Сначала ему "отрезали" палец, теперь же написали на его изображении "Почему мундиаль в гомофобной стране?"
После того, как национальная сборная вылетела с ЧМ-2018, россияне стали смотреть футбол реже, но только не Рамзан Кадыров, который, судя по его Telegram-каналу, продолжает отслеживать все матчи.
Иногда он приостанавливает трансляцию игр, чтобы прокомментировать более "земные" вопросы. Так, глава Чечни назвал "фальшивкой" информацию о том, что талибы в Афганистане казнили участниц экстремистской группировки "Исламское государство" из Чечни, заявив, что это очередная попытка создать видимость присутствия чеченских боевиков в Афганистане.
"Ранее командование американского контингента утверждало, что против него только в одном лагере воюют более семи тысяч чеченцев, – напоминает он. – Лагерь взяли, боевиков задержали, доставили в Гуантанамо, но, какое разочарование, ни одного чеченца".
По его мнению, фальшивка "порождена в агитпропе коалиционного командования или их учениками из местного дезинцентра". При этом Кадыров не сомневается, что "иблисовцы и талибы способны на зверства".
На зверства иного порядка, судя по всему, способны депутаты Народного собрания Дагестана, которые, как выяснилось, уже направили в Москву положительный отзыв на повышение пенсионного возраста.
Особенно ярко в этой истории проявился спикер Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов, которому 1 августа исполнится 71 год. Он заявил, что "срок пенсионного возраста изначально не устанавливался навечно, он подлежал естественному развитию, что сейчас и происходит".
Шихсаидов, чей доход в 2017 году составил 2 млн рублей (в собственности у него также два дома, две иномарки и мотоцикл), уверен, что сейчас в России "созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни '80+' и качества жизни россиян".
А пока Шихсаидов попивает чаек на террасе своего большого дома, жители Адыгеи не могут даже позволить себе полноценный отпуск, потому что денег нет, а держаться уже не за что.
Например, 35-летняя Сусанна из Шовгеновского района республики раньше отдыхала на Черном море, но последние лет 10 вообще никуда не ездила. "Зарплата очень маленькая, а копить нереально", – сетует женщина, работающая поваром.
У адыгейцев, впрочем, есть повод для радости. Их дома по крайней мере целы и невредимы. А вот сирийским черкесам повезло меньше. Башар Асад разрешил им вернуться в родной аул Мардж-Султан (под Дамаском), однако их жилища разрушены.
Еще хуже дела обстоят у чеченского беженца Аслана, который уже несколько дней сидит в таможенной зоне аэропорта Шереметьево (без денег и телефонной связи). Власти Германии так спешили выдворить его в Россию, что даже не связались с российскими пограничниками.
Теперь 50-летний Аслан, у которого никогда не было российского паспорта (только советский), заперт в Шереметьево. В Россию его, понятное дело, не пускают. Германия, у которой он просил кров, ситуацию не комментирует.