Ссылки для упрощенного доступа

Спецрейсом из Сирии в дагестанский ИВС


Приговор Хасавюртовского суда вернувшейся из Ирака жительнице Дагестана ставит под угрозу возвращение домой других женщин. Кто из них захочет приехать на Родину, где будет гарантированно посажен в тюрьму?

Наида Шайх-Ахмедова с детьми Аскаром и Раксаной (1 и 2 года) приземлилась в Грозном осенью. Ее и других женщин, которых вернули при содействии главы Чечни Рамзана Кадырова и его представителей, встречали не только родственники и журналисты, но и разномастные чиновники.

По словам сенатора Зияда Сабсаби, на конец декабря прошлого года из стран Ближнего Востока в Россию возвратили 93 женщин и детей.

Власти Чечни заявляли, что уроженок республики опрашивают и отпускают домой. А представители местного Центра по противодействию экстремизму заверяли, что женщинам оформят явку с повинной, чтобы они избежали уголовного преследования по 208-й статье УК РФ (участие в незаконных вооруженных формированиях). При добровольной сдаче и отсутствии других преступлений дело не заводится.

Но у дагестанских правоохранителей, как выяснилось, другое отношение. Изначально было известно об аресте троих вернувшихся – Загидат Абакаровой, Муслимат Курбановой и Халимат Алхотовой. В октябре прошлого года член Совета по правам человека при главе Чечни Хеда Саратова говорила журналистам, что в шоке от произошедшего. Жительницы Дагестана и Чечни, по ее словам, прошли одинаковые процедуры и законы России для них не должны работать по-разному.

О задержании Шайх-Ахмедовой до решения Хасавюртовского горсуда ничего известно не было. РИА Новости пишет, что в 2014 году она прилетела в Турцию, откуда потом переехала в Сирию. Следствие считает: 27-летняя девушка вступила в экстремистскую организацию "Исламское государство" и помогала боевикам. Суд признал жительницу Хасавюрта виновной по ст. 208 УК РФ. Изначально сообщалось о том, что ее приговорили к 12 годам колонии общего режима. Но в суде Русской службе Би-Би-Си уточнили, что Шайх-Ахмедова получила четыре года и четыре месяца ограничения свободы.

Случаи, когда уроженцы Северного Кавказа возвращались добровольно из Сирии и дома приговаривались к срокам, - явление не редкое. Например, в Кабардино-Балкарии в сентябре на три года колонии осудили местного жителя Ислама Гугова, который вернулся с территории конфликта и написал явку с повинной. В Дагестане подобных историй больше, уверены местные наблюдатели.

Но появилась надежда хотя бы на условные сроки, когда Кадыров взялся за возвращение женщин и детей (опустим предположения, для чего он это затеял: пиар-акция или действительно озабоченность судьбой этих людей). А для Дагестана, как оказалось, надежды нет.

Кадыров вызволяет этих женщин, но не является гарантом, что у них дальше все будет гладко, говорит Руслан Гереев, директор "Центра исламских исследований Северного Кавказа". По его словам, большое количество женщин оказались на территории Сирии и Ирака не по своей воле, а под давлением мужей и спрос с них должен быть другим.

При этом собеседник "Кавказ.Реалии" напоминает о комиссии по адаптации к мирной жизни бывших боевиков, которая несколько лет назад заработала в Дагестане. Эксперт уверен, что комиссия могла бы заняться возвращенцами.

"Комиссия формат работы меняла несколько раз. Изначально она была открытой, о каждом ее решении становилось известно. После случаев, когда пара бывших членов бандподполья вернулись в ряды боевиков, работу органа сделали закрытой. Теперь мы не знаем ничего о механизмах работы комиссии, хотя именно она могла бы работать с сирийскими дагестанками", - считает эксперт.

Он добавляет, что Дагестан - лидер среди российских регионов по количеству уехавших в Сирию и Ирак. Учитывая это, в республике крайне необходима работа с теми, кто возвращается и сдается по собственной воле. Пускать их в жернова правоохранительной системы без учета ряда факторов – не выход, уверен Гереев.

Вернувшимся в Дагестане силовики, конечно, не рады, ведь они сами способствовали их оттоку из региона, заявляет правозащитник Светлана Исаева.

"Несколько лет назад люди, которые находились на спецучете или которые отсидели по статьям, связанным с экстремизмом, легко получали загранпаспорта за несколько дней, а потом покидали страну, - напоминает она. - Грубо говоря, силовики паковали проблемы и избавлялись от них таким образом, мол, пусть уезжают, это больше не будет нашей головной болью. Силовики выдавили из региона часть салафитов и радикалов не для того, чтобы те возвращались".

Очевидно, что инициативу Кадырова в Дагестане встретили не очень радостно, говорит эксперт. "Аресты и суды – это такая форма протеста со стороны правоохранителей. Кроме того, это прямой сигнал другим дагестанцам, находящимся в арабских странах: лучше не возвращайтесь", - полагает Исаева.

По информации "Кавказ.Реалии", на днях в Чечне приземлится новый рейс из Ирака с женщинами и детьми. Учитывая последние новости из Дагестана, будут ли на борту уроженки этой республики?

XS
SM
MD
LG