Ссылки для упрощенного доступа

Отравители Навального на Кавказе и кровная месть за нападение в Грозном. Итоги недели


Чечня, Грозный
Чечня, Грозный

Подозрительные перемещения отравителей Навального на Северном Кавказе, нападение на полицейских в Грозном и кровная месть, шокирующие подробности провальной спецоперации в Чечне – об этом и не только в девятом выпуске подкаста Кавказ.Реалии.

Слушать:

Загрузить файл

Отравители Навального на Кавказе

Около недели назад журналист-расследователь Христо Грозев – это автор расследования отравления оппозиционного политика Алексея Навального – опубликовал таблицу с данными о перемещениях восьмерых сотрудников ФСБ, которые могут быть причастны к отравлению. Выяснилось, что эфэсбэшники чаще всего ездили в города Северного Кавказа, за 11 лет они побывали в них почти сто раз. Что же так привлекало силовиков на юге? "Грозный-Сити" и жижиг-галнаш, Каспийское море и хинкал или, может быть, горы Кавказского хребта? На самом деле оказалось, что часть их визитов совпадает по времени со смертями местных активистов и так называемыми контртеррористическими операциями.

Например, в 2013 году Иван Осипов – один из предполагаемых "химиков" из группы ФСБ – зачастил в Грозный. В период с апреля по июнь он семь раз прилетал в чеченскую столицу. В этом же году он дважды приземлился в Нальчике, вместе с ним в Кабардино-Балкарию летал и Константин Кудрявцев – тот самый, с кем Навальный разговаривал по телефону и кто ему рассказал про яд на трусах.

Один из визитов Осипова в Минеральные Воды летом 2014 года совпал по времени со смертью нальчикского гражданского активиста Тимура Куашева. Его друг Абакар Абакаров тогда заявлял, что Куашев был отравлен. В 2019 году расследование этой смерти прекратили из-за отсутствия состава преступления. Адвокат Заур Шомахов, защищавший интересы семьи Куашева, рассказал нашему подкасту об особенностях этого дела.

"Я считаю, что причиной его смерти было отравление", – говорит Шомахов.

Спустя год – еще одно совпадение по датам. 24 марта 2015 года в Каспийске умирает лезгинский активист Руслан Магомедрагимов. Судя по таблице Грозева, в это же самое время Иван Осипов был во Владикавказе. Официальной причиной смерти Магомедрагимова указана сердечная недостаточность, однако еще тогда лидер движения "Садвал" Альберт Эседов со ссылкой на выводы патологоанатома утверждал, что активист умер от асфиксии.

Спустя несколько лет после этих двух случаев в самопровозглашенной Абхазии был отравлен политик, нынешний президент республики Аслан Бжания. Первый раз его госпитализировали 21 апреля 2019 года. В таблице Грозева нет явных совпадений по датам, однако сотрудник ФСБ Фролов летал в Сочи 16 апреля. Расстояние от Сочи до Сухуми – всего 125 километров. А за месяц до этого на курорт летал и Осипов. Второй раз Бжания госпитализировали 2 марта 2020 года, и тут повторение истории: 26 февраля в Сочи на один день вылетал Фролов, 11 марта – Осипов.

Судя по данным в таблице Грозева, последний раз сотрудники ФСБ из этой группы летали в Дагестан в октябре 2020 года, месяц спустя после отравления Навального. В это же самое время в Чечне прошла одна из последних спецопераций, во время которой были убиты двое предполагаемых боевиков – Рустам Борчашвили и Казбек Байдулаев.

Все эти совпадения по времени могли бы послужить поводом для масштабных проверок и как минимум нескольких уголовных дел. Но будут ли они теперь, после обнародования таблицы? Ответом тому – история Навального. Вместо того чтобы завести дело о его отравлении, Следственный комитет заводит дело в отношении самого Навального.

Нападение в Грозном и кровная месть

За три дня до Нового года в Грозном произошло нападение на полицейских. Оно привело к гибели сотрудника патрульно-постовой службы и двух нападавших, а также к тому, что тейпы в Ингушетии и Чечне объявили друг другу кровную месть. Но обо всем по порядку.

Днем 28 декабря власти Чечни отчитались об убийстве двух преступников, которые с ножами напали на сотрудников полиции на улице в центре Грозного. На место нападения даже приехал глава Чечни Рамзан Кадыров. Он же заявил, что нападавшие – это два родных брата из Ингушетии.

Хасан и Хусейн Тимурзиевы жили в Чечне с самого детства, закончили там школу, учились в университете. Что подтолкнуло их к нападению – неизвестно. И хотя ответственность за преступление взяла на себя террористическая группировка "Исламское государство", никаких доказательств связи с нападавшими там не представили.

Видео самого нападения власти Чечни показали не сразу, и это стало причиной споров в социальных сетях. В частности, телеграм-канал 1ADAT сообщил, что причиной нападения стал личный конфликт, что братья Тимурзиевы якобы не выдержали оскорблений, вступили в драку и были расстреляны. Эта публикация взволновала уже жителей Ингушетии.

Кроме того, стало известно, что после нападения были задержаны члены семьи нападавших – отец, мать, сестра и младший брат. Тогда представители ингушского тейпа Тимурзиевых-Султыговых потребовали от Кадырова доказательств вины убитых родственников. Они записали видеообращение, в котором призвали освободить удерживаемых властями Чечни членов их семьи, а также выдать тела двух братьев для захоронения.

Но Грозный вместо диалога пошел на обострение конфликта. Спикер парламента Чечни Магомед Даудов лично объявил ингушскому тейпу кровную месть и в то же время пригласил родственников Тимурзиевых в Грозный для демонстрации видеозаписи, которая доказывает, что братья действительно напали на полицейских.

Это видео семье показали в тот же день в ингушском Центре по противодействию экстремизму. За этим последовало новое видеообращение – на этот раз с извинениями и соболезнованиями семье погибшего чеченского полицейского. Но было поздно: на следующее утро его семья тоже объявила тейпу Тимурзиевых кровную месть.

Только после объявления вендетты видеозапись нападения в Грозном решили показать широкой общественности. Если бы это было сделано сразу, вероятно, угроз и кровной мести можно было избежать, но теперь это только усилило давление на тейп Тимурзиевых и обострило конфликт.

Как по приказу кровную месть родственникам нападавших объявил и депутат Чеченского парламента от партии "Единая Россия", а в прошлом министр обороны сепаратистской Ичкерии Магомед Ханбиев. Угрозы расправой депутат-единоросс сопроводил словами о том, что на его стороне "10 тысяч вооруженных людей на государственных должностях".

Для сайта Кавказ.Реалии конфликт прокомментировал исследователь Free Russia Foundation Денис Соколов. По его мнению, власти Чечни сами вмешались и обострили конфликт, прикрываясь древними обычаями.

"Мы наблюдаем здесь вмешательство государства со стороны конфликта, который возник между тейпами. Такая асимметрия возможна только в современной Чечне", – говорит Соколов.

Убитые после спецоперации в Грозном

"Новая газета" 5 января раскрыла шокирующие подробности прошедшей еще в октябре контртеррористической операции в Грозном. По данным источников издания, чеченские силовики казнили троих задержанных. В их числе женщина, которая на момент задержания была беременной. Еще одну задержанную – это 14-летняя девочка из Дагестана – до сих пор удерживают в отделе полиции.

Контртеррористическая операция, о которой идет речь, прошла в Грозном 13 октября. Из официальных сводок известно лишь то, что силовики во время штурма дома убили четверых боевиков, вернувшихся из Сирии. Погибли также два сотрудника полиции, еще один был ранен. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что убитые боевики давно находились в розыске и что информацию об их местонахождении передало республиканское управление ФСБ. "Новая газета" утверждает, что эти заявления – ложь.

В действительности хронология событий 13 октября была совсем иной, а штурм не был таким героическим, каким его пытаются выставить власти.

Все началось, когда трое сотрудников транспортного ОМОНа пришли в один из домов в поиске наркоманов, на которых пожаловались соседи. Неожиданно по полицейским открыли огонь. Двое сотрудников погибли, еще один – это был стажер – сумел выжить и поднять тревогу. Только после этого в столице Чечни объявили контртеррористическую операцию.

Прибывшие на подкрепление сотрудники спецназа убили боевиков и задержали гражданских, которые были в доме. В их числе оказалась и Биназира Хамидова, жена хозяина дома, которая в этот момент находилась на пятом месяце беременности. Полицейские не стали задерживать только 8-летнего ребенка, тоже находившегося в доме во время штурма. То есть никаких заранее спланированных действий по ликвидации террористов не было. Вместо этого сотрудники транспортного ОМОНа нарвались на засаду, которой можно было избежать.

Дело в том, что хозяином дома, где укрывались предполагаемые боевики, оказался Ислам Исханов. Его задержали уже после штурма, в квартире, которую он снимал в другом районе Грозного для своей второй жены – 14-летней уроженки Дагестана Жасмины Сейидовой. О самом Исханове, а также о том, что он сожительствовал с несовершеннолетней, было известно давно. Но у полиции такая связь вопросов не вызывала – ровно до тех пор, пока в доме Исханова не были обнаружены предполагаемые боевики.

Вместе с Исхановым были задержаны его брат и обе его жены. Через несколько дней беременная Биназира Хамидова попала в больницу, где у нее случился выкидыш. Женщину вернули в отдел полиции, а еще через пару недель – в начале ноября – ее тело выдали родственникам. Как и тела Ислама Исханова и его брата. По версии властей, задержанные погибли в ДТП на дороге, ведущей из Чечни в Ингушетию. Их автомобиль расстреляли. Кто это сделал – из официальных сводок неизвестно. Как задержанные покинули отдел полиции – тоже загадка. Кроме того, в официальных сводках чеченского управления МВД ни происшествие с расстрелом машины, ни ДТП с гибелью трех человек не значатся.

Из задержанных после штурма 13 октября в живых осталась 14-летняя дагестанка Жасмина Сейидова. Ее, по данным "Новой газеты", до сих пор удерживают в Грозном, в Октябрьском отделе полиции №2.

Напомню, в декабре глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что власти республики – цитата – досконально владеют ситуацией в регионе, знают, сколько лиц находится в розыске, имеют исчерпывающую базу данных об их пособниках, и добавил, что "обстановка в Чеченской республике стабильная и спокойная". Можно ли верить этим словам – судите сами.

Убийство и массовая драка в Дагестане

Новый год в Дагестане начался с трагедии в махачкалинском поселке Тарки. 3 января здесь застрелили антинаркотического активиста, 23-летнего Вали Абдурагимова.

По неофициальной информации, причиной убийства могла стать именно его гражданская деятельность. Хотя полиция отвергает эту версию и настаивает на том, что мотивом преступления был бытовой конфликт. В подтверждение этого сотрудники МВД даже записали на видео заявление задержанного. Им оказался 28-летний житель Махачкалы.

На следующий день после задержания подозреваемого в убийстве в Тарках прошел народный сход. На нем обсуждался вопрос принудительного выселения из поселка семьи задержанного, который, по версии убитого активиста, распространял в Тарках наркотики.

Народный сход перерос в массовую драку. Погибли еще два человека. Они получили ножевые ранения и скончались в больнице.

Новый народный сход был запланирован на 8 января. Не исключено, что жертв будет еще больше. Полиция при этом заняла исключительно наблюдательную позицию и пытается сделать вид, что конфликт в поселке никак не связан с распространением наркотиков. Хотя именно такая позиция, бездействие правоохранительных органов – именно это спровоцировало и убийство гражданского активиста, и массовую драку.

Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии!

XS
SM
MD
LG