Руководство Чечни изобретает новые методы привлечения наемников для участия в войне России против Украины. Так называемым добровольцам из других регионов сулили до нескольких сотен тысяч рублей на руки сразу, а "рекрутов" из самой Чечни привлекают в том числе под угрозами похищения, пыток и фабрикации уголовных дел. Теперь в Грозном изобрели еще один способ мотивировать приезжих наемников – если они примут ислам, им обещают заплатить дополнительно от 50 до 75 тысяч рублей.
По данным источника Кавказ.Реалии в республике, предложением уже воспользовались несколько десятков "добровольцев" из разных регионов России. Информацию о преференциях для тех, кто примет в Чечне ислам, подтвердили в администрации Гудермеса: корреспонденту Кавказ.Реалии сообщили, что в неформальных беседах чиновники обещают помочь им со льготным жильем или ипотекой. Однако сроки такой помощи расплывчаты. По данным собеседника редакции, содействовать с жильем будут "после войны".
"Подстава, провокация, тотальная глупость"
Опрошенные Кавказ.Реалии проповедники и знатоки ислама выступают против такого подхода. Исламовед и политолог Алексей Малашенко убежден, что переход в религию из-за денег категорически противоречит ее принципам.
"Ислам принимают потому, что ты действительно мусульманин, ты принимаешь эту веру и традиции, которые тебе близки. Но чтобы платили какую-то мизерную сумму, какие-то подачки, я не верю. Это унизительно и для ислама, и для тех, кто его принимает. Если это выходки чеченской администрации, то это тем более глупо, это никуда не годится. Я, конечно, понимаю, что [Рамзан Кадыров] довольно специфический парень. Я бы не стал это всерьез комментировать. Посмотрите Коран, посмотрите сунну, за деньги религию принимать разве можно? Это подстава, провокация и тотальная глупость", – говорит Малашенко.
После покупки нужных слов шахады – свидетельства принятия ислама – человека нельзя считать мусульманином, убежден выходец из Чечни, живущий в Ницце имам Рамзан Магомадов. Плату за переход в религию он считает ничем не лучше принудительных методов.
"Аллах в Коране говорит: "Нет принуждения в исламе". Ни один мусульманин не имеет права принудить человека – иноверца ли или неверующего. Религию принимают по собственной воле. Если человек просто произнес нужные слова за деньги – это не религия, а бизнес".
Если человек произнес нужные слова за деньги – это не религия, а бизнес
Магомадов полагает, что отправка на войну "добровольцев" из Чечни не соответствует пути мусульман: "Я бы не хотел вдаваться в их политику, но то, что они (кадыровцы. – Прим. ред.) делают в Украине, не пахнет исламом. Это не джихад, не священная война, это война политическая и захватническая. Украинцы за свою родину воюют. Россия хочет оккупировать Украину – как оккупировала нашу Чечню или часть Грузии".
Он добавляет, что чеченцы во Франции не верят в искренность наемников, едущих из Грозного, и по возможности помогают Украине.
Политические очки Кадырова
Салафитский имам из Ингушетии на условиях анонимности рассказал, что в исламе есть восемь категорий людей, которым можно давать закят (обязательное пожертвование в пользу нуждающихся. – Прим. ред.). Одна из категорий – это люди, которые сознательно перешли в эту религию, то есть новоиспеченные мусульмане.
"Я не знаю, как это обставили в Чечне, мы не в лучших отношениях с их духовенством после выступлений Кадырова против части ингушских имамов. Но если человек искренне пришел к исламу, то ему могут быть выданы деньги или другое вознаграждение в качестве закята. В суре Корана Ат-Тауба (покаяние) идет речь об этом. Из восьми категорий, получающих закят, новообращенные относятся к четвертой", – говорит собеседник и добавляет, что закят могут давать после того, как человек уже принял ислам, но не в качестве аргумента для перехода в веру.
Привлечением "добровольцев"-немусульман на войну в Украину и обращением их в ислам руководство Чечни зарабатывает себе политические очки, считает руководитель базирующегося в Европе чеченского Комитета государственной основы "Толам" ("Победа" в переводе с чеченского языка. – Прим. ред.) Джамбулат Сулейманов:
Кадыров в своем духе переворачивает все с ног на голову: и кровную месть, и изгнание из общества. Теперь поддержку братьев по вере перекраивает так, как ему выгодно
"Кадыров в своем духе переворачивает все с ног на голову: и кровную месть, и изгнание из общества. Теперь поддержку братьев по вере перекраивает так, как ему выгодно. Принятие или смена веры – это добровольный и осмысленный акт. Это не должно быть ради мирских благ. Идея ровно обратная: когда человек искренне к исламу пришел и стал братом по вере, ему оказывают братскую помощь".
По информации Сулейманова, сами чеченцы как могут отказываются ехать воевать в рядах российской армии в Украине. Ранее эту информацию Кавказ.Реалии подтверждали и другие источники.
"Даже те, кто заключил контракт и уже съездил в Украину, пытаются избежать новой отправки. В итоге на месте наемников не хватает, и Кадыров придумал подключать всех, кто имеет материальные проблемы. Апти Алаудинов (помощник Рамзана Кадырова по силовому блоку. – Прим. ред.) даже записал ролик, где сказал, что христиане и мусульмане едины, а православных отправляют в центр обучения под Грозным".
***
В МВД по Чечне информацию о принятии ислама контрактниками за деньги и жилищные льготы не подтвердили.
"Мы работаем только с добровольцами чеченской национальности – людей из других регионов принимают в мэрии Грозного, там все объясняют", – рассказал дежурный районного отделения полиции по одному из телефонов, указанных в агитационных материалах для наемников.
По номеру для "добровольцев" из других регионов поступил ответ лишь в автоматическом режиме в чате: "Если подходите по критериям и согласны с условиями, сразу выезжайте в мэрию Грозного в любое время. Пожалуйста, не засоряйте и не спамьте в чат".
Как ранее писал Кавказ.Реалии, обязательства Рамзана Кадырова перед президентом России Владимиром Путиным подразумевают еженедельную отправку для участия в войне в Украине не менее 200 "добровольцев" из Чечни.
Чеченские государственные СМИ объявляли критерии для "добровольцев", желающих отправиться на войну против Украины. Указанный в объявлениях об отправке в зону боевых действий номер записан более чем у сотни абонентов под различными именами. В том числе "ЧВК", "Наемник", "Грозный ЧВК". ЧВК – частные военные компании – официально запрещены в России. Их деятельность преследуется по статье Уголовного кодекса "Наемничество".