Ссылки для упрощенного доступа

Выдали палачам? Конфликт 1ADAT и перебежчика из МВД по Чечне


Полицейские в Чечне, иллюстративная фотография
Полицейские в Чечне, иллюстративная фотография

Эту статью можно прочитать и на чеченском языке

В Омской области на границе с Казахстаном 20 мая был задержан 19-летний сотрудник МВД по Чечне Ясин Халидов. Перед этим он обратился за помощью к оппозиционному движению 1ADAT, заявил о намерении покинуть страну и – утверждают активисты – рассказал, как фабриковал дела об экстремизме в отношении земляков. 1ADAT выложило в сеть данные Халидова, не дожидаясь его выезда из России, что вызвало неоднозначную реакцию правозащитников и журналистов. В ситуации разбирался сайт Кавказ.Реалии.

Историю Халидова 21 мая опубликовала журналистка "Новой газеты – Европа" Елена Милашина. По ее данным, чеченского силовика задержали на контрольно-пропускном пункте, после многочасового допроса ФСБ передала его сотрудникам уголовного розыска, которые, вероятно, вернут Халидова на родину. Сейчас его жизни может грозить опасность, считают правозащитники и адвокат.

По правилами поведения чеченец обязан защитить обратившегося к нему за спасением человека

Из статьи следует, что задержанный с 17 лет служил в отделе МВД по Шалинскому району Чечни, затем перешел в транспортный ОМОН. В течение двух лет он активно взаимодействовал с оперативниками республиканского Центра по противодействию экстремизму (Центр "Э"), в том числе участвуя в провокациях в соцсетях. С сентября 2022 года Халидов участвовал в войне России против Украины.

После возвращения полицейский решил уволиться из правоохранительных органов, но командование не только отказало ему, но и пригрозило возбуждением уголовного дела по статье о терроризме, если он продолжит попытки. По подозрению в нелояльности Халидова, как пишет "Новая газета – Европа", "неофициально задержали" вчерашние коллеги.

Когда ему удалось сбежать, он обратился за помощью в движение 1ADAT – его ведут братья Ибрагим и Байсангур Янгулбаевы, сыновья похищенной кадыровцами и арестованной в Чечне Заремы Мусаевой. После публикации ими данных бежавшего полицейского, силовики в республике пришли к его семье.

"Его положение стало критическим после действий Янгулбаевых. До этого момента Ясин Халидов не представлял особого интереса для кадыровцев, так как вся его "вина" была лишь в желании уволиться", – подтвердил чеченский блогер Тумсо Абдурахманов.

"Любыми методами"

"Если кадыровцы убьют кадыровца, то так ему и надо" – эти слова представителей 1ADAT цитирует "Новая газета – Европа". В самом движении их не отрицают, объясняя позицию информацией о преступлениях Халидова в Украине и Чечне.

"Ясин обратился к нам в начале марта, изначально мы реально собирались помочь ему. Спустя примерно полторы недели выяснилось, что этот парень не просто рядовой кадыровец, он причастен к провокациям и фабрикации многих уголовных дел, незаконным арестам и расправам над мирными чеченцами. Например, он участвовал в провокации с нападением на сотрудника ГИБДД в Грозном в ноябре 2022 года. Кроме того, он лично рассказывал, как фабриковали дела против мирных украинцев в оккупированном Энергодаре, выдавая их за агентов СБУ", – заявил сайту Кавказ.Реалии Ибрагим Янгулбаев.

Как он утверждает, Халидов не просто передумал участвовать в войне против Украины, а был задержан там за употребление запрещенных веществ, и, чтобы избежать наказания, подался в бега.

Для наказания преступников существуют справедливые и международно признанные механизмы

Выяснив, с кем имеют дело, в 1ADAT в середине марта оборвали общение с полицейским, но поделились информацией о нем с правозащитниками и журналистами, включая Милашину, но реакции с их стороны не последовало, заявил собеседник.

Братья Янгулбаевы решили обнародовать информацию о Халидове, поскольку сочли ее общественно значимой и показательной. Публикация не повлияла на судьбу полицейского, уверены они. Также они утверждают, что бежавший силовик еще до задержания на границе рассказывал им о "визитах" бывших коллег к родным и что в розыск он был объявлен до попытки покинуть Россию.

"Мы воюем с кадыровцами любыми методами. Тот же Ясин, оказавшись в эмиграции, мог использоваться чеченскими силовиками для провокаций, раз успешно работал так в самой республике. Помогать таким людям мы никогда не будем", – подытожили братья.

"Неправильное поведение"

И СМИ, и правозащитные организации, и каждый правозащитник в отдельности имеют право решать, оказывать ли помощь в каждом конкретном случае, отмечает сопредседатель Центра защиты прав человека "Мемориал" Олег Орлов. Но в данной ситуации, по его мнению, произошло "запредельное нарушение" этических норм.

"Нельзя было публиковать то, что им (движению 1ADAT. – Прим.) рассказал доверившийся в надежде на помощь человек. Если считаете его преступником, можно просто прервать общение, не обнародуя его обращение", – подчеркивает правозащитник.

1ADAT не в первый раз оказывается в скандальной ситуации, когда доверившиеся им люди оказываются в руках силовиков, утверждает председатель "Ассамблеи народов Кавказа", политолог Руслан Кутаев. Активисты движения, как он считает, должны наравне с кадыровцами ответить, например, за похищение и гибель модератора их чата Салмана Тепсуркаева.

Кажется странным "подкармливать" новыми жертвами ту систему, от которой сейчас страдают многие люди

"Почему люди, дающие информацию другим чеченским блогерам, не оказываются в таком положении? По правилами поведения чеченец обязан защитить обратившегося к нему за спасением человека, даже если он твой личный враг. Какие бы Халидов ни совершал преступления, ему обещали защиту, а потом слили. Это неправильное поведение для чеченца, для человека в целом, тем более для движения, позиционирующего себя как правозащитное", – заявил собеседник.

Мы придерживаемся мнения, что договоренности нужно соблюдать, тем более если жизни и здоровью человека грозит опасность, комментирует ситуацию представительница кризисной группы "СК SOS" Александра Мирошникова. Она отмечает, что публикация любых материалов, в то время как человек находится в регионе, – это крайне опасный ход, который может стоить ему жизни, а глобально ситуацию никак не поменяет.

"Даже если человек совершал преступления, для наказания преступников существуют справедливые и международно признанные механизмы. Расправа кадыровскими силовиками к ним не относится. Подобные ситуации с нарушением данных обещаний снижают общий уровень доверия к правозащитникам и оппозиции за рубежом", – полагает представительница "СК SOS".

Провокация или выяснение отношений?

По мнению главы базирующегося в Европе чеченского движения "Единая сила" Джамбулата Сулейманова, в истории Халидова большую роль играют отношения между движением 1ADAT, журналисткой Милашиной и блогером Абдурахмановым.

"Милашина и 1ADAT ранее сотрудничали, но у них не сложились взаимоотношения, также разногласия были между 1ADAT и Тумсо. Мне кажется, в этой критике больше взаимной неприязни и претензий, нежели апеллирования к этике", – считает собеседник.

Если есть подозрение, что человек совершил какие-либо преступления, его нужно выдавать в руки правосудия, но уж точно не в руки палача, говорит руководитель северокавказского филиала "Команды против пыток" Екатерина Ванслова.

"Такие действия в отношении Халидова имеют обоснованный риск пыток или даже смерти. Эта позиция неприемлема. Тем более кажется странным "подкармливать" новыми жертвами ту систему, от которой сейчас страдают многие люди, в том числе мать братьев Зарема Мусаева, второй год пребывающая в застенках по выдуманным обвинениям", – отмечает правозащитница.

Она назвала произошедшее провокацией со стороны 1ADAT.

"Разве право на свободу от пыток у нас имеют только те, кто доказал этим людям свою благонадежность? Если подобные представители оппозиции придут к власти, в Чечне едва ли поменяется ситуация с нарушениями прав человека", – заключила Ванслова.

  • 20 января 2022 года в Нижнем Новгороде сотрудники МВД Чечни ворвались в квартиру судьи в отставке Сайди Янгулбаева и насильно вывезли его жену Зарему Мусаеву в Грозный. Во время задержания она из-за применения силы потеряла сознание, ей не позволили одеться, обуться и взять инсулин, в котором она постоянно нуждается из-за диабета.
  • Сначала Мусаевой назначили 15 суток административного ареста по обвинению в оскорблении полицейского, а затем возбудили против нее уголовное дело – якобы она набросилась на составлявшего протокол участкового и, по словам главы Чечни Рамзана Кадырова, "чуть не лишила его глаза". Позднее Мусаевой добавили обвинение в мошенничестве. Изначально ее вывозили в Чечню как раз по этому делу, но в качестве свидетеля. Сайт Кавказ.Реалии подробно рассказывал о деле Заремы Мусаевой и многочисленных нестыковках в нем.
  • Бывший боец воюющего в обороне Украины чеченского Отдельного батальона особого назначения (ОБОН) Хусейн Джамбетов вернулся в Грозный и выразил поддержку режиму Рамзана Кадырова. Этому не помешал тот факт, что в России в отношении перебежчика возбуждено уголовное дело по делу о терроризме. В батальоне назвали случившееся предательством.
  • Оппозиционное движение 1ADAT обвинило чеченских блогеров Тумсо Абдурахманова и Хасана Халитова в получении крупных сумм от окружения Рамзана Кадырова. По версии 1ADAT, деньги были переданы от организаторов "покушения" на критиков главы Чечни. Абдурахманов опубликовал свою версию произошедшего и заявил, что обманул киллеров, сняв постановочное видео.
  • Ранее Ибрагим Янгулбаев, основатель движения 1ADAT, рассказал сайту Кавказ.Реалии, что несколько лет критично отзывался о кадыровском режиме и создал в социальных сетях группы, где обсуждались нарушения прав в Чечне. За это в 2015 году его похитили чеченские силовики – полгода они держали Ибрагима в подвале секретной тюрьмы и подвергали пыткам.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG