Ссылки для упрощенного доступа

Удары исподтишка


После пожара в офисе "Мемориала" в Ингушетии
После пожара в офисе "Мемориала" в Ингушетии

Почему затягивается расследование нападений на правозащитников на Кавказе?

В прошлом году на ингушское и дагестанское представительства правозащитного центра "Мемориал" были совершены нападения. "Кавказ.Реалии" расспросил правозащитников, как проходят расследования этих атак.

Ингушетия. Приостановление и возобновление

17 января 2018 года неизвестные сожгли офис правозащитного центра "Мемориал" в Назрани. Двое неизвестных мужчин в масках рано утром подъехали к зданию, в котором работают правозащитники, приставили лестницу к окну офиса ПЦ на втором этаже, выбили его, проникли внутрь и устроили поджог.

"В руках у одного была канистра, они попытались сломать камеру наблюдения, что частично удалось. Они выбили окно, проникли в помещение. В помещении сильно повреждены 3 из 6 комнат, обнаружена расплавленная бутылка – из нее, видимо, разбрызгивали содержимое канистры", - рассказывал "Кавказ.Реалии" член совета "Мемориала" Олег Орлов.

Офису был причинен значительный ущерб: сгорела оргтехника, часть документов, само помещение оказалось повреждено. Правозащитники назвали случившееся террористическим актом.

"Поджог, запугивание населения, нанесение ущерба международной организации – это подпадает под данное определение", — заявил тогда Орлов. Он связал нападение на ингушский офис с работой правозащитного центра в Чечне, незадолго до этого было сфабриковано дело по статье 228 УК РФ (незаконный оборот наркотиков) против руководителя грозненского отделения "Мемориала" Оюба Титиева.

После поджога Следственный комитет Ингушетии возбудил дело по части 2 статьи 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом). Следствие несколько раз приостанавливали, но следом эти постановления каждый раз отменяли.

"Причем прокуратура [отменяет постановления о приостановлении] без нас, то есть мы даже не успеваем обжаловать приостановку. Чтобы хоть как-то изменить этот монотонный процесс, наш адвокат обжаловала в суд последнее приостановление. Причина приостановления одна — не установлено лицо или лица, причастные к преступлению", — рассказал "Кавказ.Реалии" руководитель ингушского "Мемориала" Тимур Акиев, признанный потерпевшим по этому делу.

По словам адвоката Томы Цечоевой, представляющей интересы правозащитного центра, недавно следствие снова было приостановлено, после чего прокуратура затребовала дело для проверки, потом его, скорее всего, снова возобновят.

"Пока так. Со всеми материалами нас еще не ознакомили, это возможно только после окончания следствия", — добавила она.

Дагестан. Приостановление и неознакомление

22 января 2018 года в Махачкале сожгли автомобиль дагестанского представительства "Мемориала". Накануне на этой машине адвокат правозащитного центра ездил в Чечню на следственные действия по делу Оюба Титиева. Так что сотрудники "Мемориала" связали два этих события.

Следом на рабочий номер дагестанского отделения правозащитной организации поступили смс-угрозы от неизвестных: "Вы по краю пропасти ходите. Закроетесь! В следующий раз вместе с вами подожжем ваш офис. Машина – сигнал".

Как и в Ингушетии, дагестанские следователи возбудили дело об умышленном уничтожении имущества. Но расследование ни к чему не привело. "По поджогу дело приостановили", — сообщил "Кавказ.Реалии" руководитель махачкалинского "Мемориала" Сиражудин Дациев.

Спустя два месяца после инцидента с автомобилем нападению подвергся сам Дациев: утром 28 марта 2018 года, когда правозащитник вышел из своего дома, злоумышленник подбежал к нему со спины и ударил по голове неизвестным предметом. Пострадавший смог самостоятельно вызвать скорую помощь, его госпитализировали.

Дело завели по пункту "а" части 2 статьи 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений). Представлять интересы Дациева взялись юристы "Комитета против пыток" (КПП).

Как пояснил "Кавказ.Реалии" юрист КПП Абубакар Янгулбаев, до сих пор дело по факту избиения Дациева находилось "на этапе дознания" в отделе полиции по Кировскому району УМВД Махачкалы. Дело приостановили, после чего адвокат ходатайствовал об ознакомлении с ним в полном объеме, его удовлетворили.

"Позже, когда я явился в отдел полиции для ознакомления, мне стало известно, что уголовное дело передали в следственный отдел того же отдела полиции", — пояснил Янгулбаев.

В пятницу, 15 февраля, в Махачкале прошла пресс-конференция, посвященная прошлогодней атаке на дагестанское представительство "Мемориала".

В ходе встречи Янгулбаев рассказал, что сторона потерпевшего не знает, какие следственные действия проводят и какую версию нападения на Дациева выдвинули следователи.

"Нас не знакомят с материалами дела. Если [дело] расследуется, то не могут давать разрешение [на ознакомление], но у нас уже есть удовлетворенное ходатайство", — напомнил он.

Адвокат Шамиль Магомедов, сотрудничающий с ПЦ "Мемориал", выдвинул свою версию атак на махачкалинских правозащитников: по его мнению, это связано не с делом Оюба Титиева, а с работой по делу братьев Гасангусейновых, убитых в августе 2016 года.

Все нападения совпали с самой активной фазой работы по этому делу, а после того, как "Мемориал" отдал его юристам "Комитета против пыток", нападения и угрозы прекратились, отметил юрист.

По мнению сотрудников правозащитного центра, все инциденты вокруг махачкалинского представительства — поджог машины, угрозы и нападение на Дациева — нужно рассматривать вместе. Однако пока объединить эти дела не удается.

XS
SM
MD
LG