Ссылки для упрощенного доступа

"Говорили – мы не Чечня": запрет "движения ЛГБТ" и работа правозащитников на Северном Кавказе


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Верховный суд России признал экстремистским несуществующее "международное движение ЛГБТ". Эксперты считают, что этот запрет приведет к дальнейшим репрессиям в отношении ЛГБТК-сообщества. Под еще большим ударом окажутся квир-люди и те, кто помогает им в одном из самых сложных с точки зрения поддержки уязвимых людей регионе – на Северном Кавказе.

Формально запрет относится только к организации "международному общественному движению ЛГБТ", которой не существует. Однако неясно, как именно это решение будет применяться на практике – под угрозой преследования за идентичность может оказаться любой представитель ЛГБТК-сообщества, говорят опрошенные редакцией Кавказ.Реалии правозащитники.

"Тут преследуют не за сексуальную ориентацию: объявить экстремистом можно кого угодно, кто говорит, что есть права человека и в том числе права ЛГБТК. Это уже экстремистское заявление, по сути дела. В результате этого решения суда под ударом оказываются все, кто работают в России и с Россией, все гражданские активисты, независимо от их сексуальной ориентации", – говорит правозащитник, основатель "Российской ЛГБТ-сети" Игорь Кочетков.

ЛГБТ-активисты продолжат свою деятельность, ведь в России проживает несколько миллионов ЛГБТ-людей, но риски существенно вырастут – так это решение прокомментировал юрист по правам человека Максим Оленичев. В правовой организации "Первый отдел" иск Минюста назвали "абсурдным и безграмотным".

До конца неясно, как будет применяться новый статус к несуществующему "ЛГБТ-движению", можно лишь предполагать, говорит специалист по коммуникациям помогающего ЛГБТК-людям фонда "Сфера", попросивший не указывать его имя из-за репрессивного российского законодательства.

Работа ЛГБТК-организаций на Северном Кавказе и так фактически нелегальна

Правозащитные организации неоднократно заявляли о необходимости остановить преследования ЛГБТК-людей в России, особенно выделяя Чечню и другие кавказские республики. Так, 13 ноября на заседании ООН Ирландия рекомендовала России остановить репрессии в отношении квир-людей на Северном Кавказе.

В 2017 году "Новая газета" выпустила расследование о массовых внесудебных казнях геев в Чечне. В ответ на вопрос о расправах Рамзан Кадыров заявил: "У нас таких людей нет".

Сообщения об убийствах представителей ЛГБТК-сообщества в регионе поступают до сих пор. О преследовании геев в Чечне заявляли Amnesty International, Комитет ООН по правам человека, представители 29 стран из разных частей света и российские правозащитники.

"Работа ЛГБТК-организаций на Северном Кавказе и так [фактически] нелегальна. [Силовики] вполне могут придумать некое "кавказское отделение ЛГБТ-движения" и всех, кого задержат, под эту экстремистскую статью оформлять. Возможности для коррупции и для шантажа существенно вырастают", – убежден Кочетков.

"Будет тяжело и сложно"

В России самым сложным с точки зрения помощи ЛГБТК-людям регионом остается Северный Кавказ и в частности Чечня, говорит директор правозащитной группы "СК SOS" Давид Истеев. Эта организация с 2022 года занимается помощью квир-сообществу на Северном Кавказе, 373 людям они помогли покинуть регион.

"Мы чудес не ждем и прекрасно понимаем, что мы одни из первых в списке на экстремизм, поскольку мы уже "иноагенты". Деятельность свою мы не прекращаем. Понятно, что нам будет тяжело и сложно, но, пока есть хоть какая-то возможность работать, будем продолжать. Любая лишняя информация может быть использована против нас, поэтому говорить о деталях смысла просто нет", – поясняет Истеев.

По его словам, правозащитникам еще предстоит понять, как закон будет применяться: "Мы постоянно собираемся, переосмысливаем, переоцениваем то, как они смогут это решение использовать". Помощь в Чечне и раньше была, мягко говоря, подпольной, продолжает Истеев, но это в меньшей степени касалось волонтеров, которых привлекали из других регионов.

"На чеченцев есть рычаги влияния (что показал случай с юристом Магомедов Аламовым, который помог сбежать от насилия в семье ингушке Марине Яндиевой): их считают "своими" и убеждены, что с ними могут сделать все, что захотят. За пределы Чечни это преследование не уходило: могли угрожать, могли себя неприятно вести, но каких-то серьезных санкций в отношении людей не было. Как это будет сейчас развиваться, неясно", – объясняет он.

В ситуации подставных свиданий в Чечне, когда человек уже попал к сотрудникам полиции, то это уже станет основанием бежать, хотя раньше речь еще могла идти о релокации в другой регион

Он добавляет, что организация будет расширять список критериев для оценки каждой конкретной ситуации: "У нас есть градация – эвакуация из региона, эвакуация из России. Нам придется ее пересматривать. Например, в ситуации подставных свиданий (практика, в рамках которой подставной человек приглашает гея или лесбиянку на свидание в целях преследования за ориентацию. – Прим.ред.) в Чечне: если человек уже попал к сотрудникам полиции, то это уже станет основанием бежать [из страны], хотя раньше речь еще могла идти о релокации в другой регион. Дело нарисуют на раз-два, и никто не будет проводить расследование – человеку дадут срок, и все", – заключает Истеев.

Волонтеры, помогающие ЛГБТК-людям на Северном Кавказе, всегда работали под псевдонимами, им постоянно меняли сим-карты, купленные на чужие документы, говорят в фонде "Сфера", к которому до 2021 года относился кавказский департамент, ставший впоследствии независимой кризисной группой "СК SOS":

"Эти люди, находящиеся в самой гуще событий, вынуждены действовать очень оперативно – ведь, когда у подопечного появляется возможность сбежать, надо сразу действовать. Поэтому они находятся под еще большими рисками, чем было до этого".

Тем, кому удалось покинуть регион, правозащитники "СК SOS" оказывают помощь в получении убежища, но в случае с Чечней все многократно усложняется, говорит Давид Истеев.

"Активисты из других регионов могут сесть на самолет и покинуть страну. У людей в Чечне таких шансов мало, выходцев оттуда не пускают даже в Грузию, потому что видят в них потенциальную угрозу. Довольно много ситуаций, связанных с чеченцами, возникает в Европе. Последние события во Франции, например. Для Европы это такая триггерная нация, есть закрепившийся шаблон, связанный в том числе с терроризмом. Ряд авиакомпаний Европы просто не посадит чеченца на самолет, если это транзитный рейс", – перечисляет он возможные трудности.

"База для экзекуций"

Объявление экстремистским "международного движения ЛГБТ" приведет к росту числа уголовных дел в Чечне против ЛГБТК-людей, говорит Истеев. Он называет решение Верховного суда "готовой базой для экзекуций".

Этот закон, по сути, развязывает силовикам Северного Кавказа руки, добавляет директор "СК SOS": "Если раньше им нужно было что-то придумывать, фабриковать уголовное дело, какие-то бумажки составлять, тот тут и фабриковать не надо: дали готовую статью, под которую можно подвести все что угодно".

ЛГБТК-люди теперь официально стали "врагами народа", считают в фонде "Сфера".

Выдумывались преступления, несуществующие кражи и так далее – но теперь все упрощается


"Это прямой призыв: "агентов международного движения" нужно всячески устранять. Я очень сочувствую тому, что придется преодолевать "СК SOS" со всеми этими сложностями и запретами, потому что работать на местах будет очень проблематично", – говорит специалист по коммуникациям фонда "Сфера".

Вместе с решением Верховного суда вся деятельность чеченских силовиков по преследованию ЛГБТ-людей получает легализацию, соглашается Игорь Кочетков.

Пять миллионов потенциальных экстремистов

До этого момента в других российских регионах среди ЛГБТК-сообщества было ощущение, что "нас это не коснется, мы не Чечня", полагает Давид Истеев:

"Мы запускали Московский механизм по пыткам на Северном Кавказе, в Чечне. Мы говорили, что если сейчас ничего не сделать, то вся Россия станет Чечней. Вот мы к тому и пришли. В итоге у нас в стране пять с лишним миллионов потенциальных экстремистов".

Собеседник из фонда "Сфера" напоминает, что выходцы из Северного Кавказа особенно уязвимы, потому что стигма там умножена в несколько раз: "Из-за того, что эти регионы насаждают традиционные ценности, о которых так любит заявлять наш президент", – добавляет он.

Мы говорили, что если сейчас ничего не сделать, то вся Россия станет Чечней. Вот мы к тому и пришли. В итоге у нас в стране пять с лишним миллионов потенциальных экстремистов

Теперь риторика, которой пользовался Кадыров и его окружение, будет более приемлемой и для других руководителей, убежден Игорь Кочетков: "Я не говорю, что это приведет к применению таких же практик, как в Чечне, но риторика будет усиливаться. Признание "движения ЛГБТ" экстремистским – это про свободу слова, ассоциаций, общественных объединений. Цель здесь – заставить заткнуться тех, кто еще открыто критикует вот эту официальную идеологию "традиционных ценностей русского мира".

"Людоедство накапливается"

На Северном Кавказе ситуация с защитой квир-людей от преследования осложняется еще и тем, что с начала полномасштабной войны в Украине внимание мировой общественности переместилось с этого региона, говорит специалист фонда "Сфера": "Северный Кавказ – это такая пороховая бочка, которая пылает у всех на виду, и все делают вид, что это нормально". – подытоживает он.

Любые действия нашего государства по сжиманию тисков сказываются абсолютно на всех, даже на тех гражданах, которые ненавидят ЛГБТК-людей со всей страстью, говорит Светлана Анохина, руководитель правозащитной группы "Марем", которая помогает женщинам Северного Кавказа, пострадавшим от домашнего насилия. В организации уточняют, что не занимаются целенаправленной помощью ЛГБТК-людям и не спрашивают, какой ориентации обратившиеся к ним.

Всегда найдется кто-то выбивающийся из ряда, как ты этот ряд ни ровняй

Группа "Марем" помогала, например, уроженцу Дагестана Магомеду Асхабову, которого подвергали пыткам в "реабилитационном центре" "Старт" в Хасавюрте. Родственники отправили его туда с целью "излечения" от гомосексуальности.

"Это иллюзия, что репрессии направлены выборочно. Только кажется, что достаточно не быть слишком умным, не быть ЛГБТ, не быть оппозиционером, не ходить на митинги – нет, общее людоедство накапливается. Когда репрессии начинаются, они не склонны заканчиваться – всегда найдется кто-то выбивающийся из ряда, как ты этот ряд ни ровняй", – заключает Анохина.

  • С декабря 2022 года в России запрещено распространение позитивной информации о гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности. За это предусмотрены штрафы до 400 тысяч рублей для граждан и до пяти миллионов рублей для организаций.
  • По данным правозащитников, после начала войны с Украиной и принятия дискриминирующих поправок 83% опрошенных представителей ЛГБТ+ заметили усиление гомофобных и/или трансфобных настроений в российском обществе. Также ЛГБТ-персоны стали реже обращаться в полицию в случае дискриминации и насилия: они опасаются, что столкнутся с повторной дискриминацией.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG