Ссылки для упрощенного доступа

Денежки врозь


И привозной снег в "Ведучи", и экономика нужны для пиара
И привозной снег в "Ведучи", и экономика нужны для пиара

Выходцы из Чечни не хотят вкладываться в республику

Чеченское руководство активно рассказывает жителям республики о планах предпринимателей вложиться местные инвестиционные проекты. Чаще всего акцент делается на бизнесменах с Ближнего Востока.

Однако до сих пор не уточняется, чем завершилась история с разрекламированной сделкой между малоизвестной канадской фирмой Genoil и "Грознефтью". Компании подписали соглашение на $50 млрд.

Объем иностранных инвестиций в экономику Чечни за два года составил приблизительно 23 млрд рублей (около $400 млн). Речь идет о семи компаниях с Ближнего Востока, Китая и Кореи.

Кадыров рассчитывает привлечь в 2018 году инвесторов из Германии. Однако его планы кажутся маловероятными, поскольку с Западом у него не складывается.

Делиться с Кадыровым не хотят

Резонный вопрос: почему в разрушенный войной субъект не вкладываются представители чеченской бизнес-диаспоры.

В 2009 году Кадыров, выступая на заседании правительства ЧР, обратил внимание на то, что на призыв активно участвовать в процессе восстановления республики "откликнулись лишь Арсамаков, Агаев и Байсаров".

Руслан Байсаров входит во вторую сотню самых богатых людей РФ(его состояние оценивается в $900 млн). Последние несколько лет он числился среди фаворитов Кадырова. С 2012-го занимался горнолыжным курортом в селе Ведучи. Однако с начала этого года он в Чечне не показывается. Не было его и на открытии проекта "Ведучи". Однако пока рано судить, отстранен ли он от проекта полностью.

Депутата Госдумы Ваху Агаева тоже нельзя назвать бедным. Он зачастую выступает в качестве мецената – построил, например, школу в Урус-Мартане. Его 60-летний юбилей в Грозном организовывал лично Кадыров. Сейчас Агаев предпочитает обходить Чечню стороной.

Президент Московского индустриального банка Абубакар Арсамаков после того, как его братьев похитили в Чечне в 2007 году, стал ближе к главе республики, который помогал ему искать родственников. В 2010 году он даже был награжден орденом Кадырова. Он один из немногих кто действительно что-то создал в Грозном. Торговый центр "Гранд парк" – это его детище. По последним данным, он лишился своего бизнеса.

Хусейн Джабраилов был одним из первых энтузиастов, пожелавших вложиться в восстановление Чечни. Он даже успел побыть заместителем премьера республики. Деятель инвестировал средства в восстановление грозненского аэропорта, но был вынужден покинуть республику из-за размолвки с Кадыровым.

Экс-сенатор Умар Джабраилов, который приходится Хусейну братом, также старается не связываться с руководством ЧР. В начале марта стало известно о его желании серьезно потратиться на судоремонтный завод в Крыму, владельцем которого является его друг Рахмутдин Дадаев. Сумма сделки оценивается $20 млн.

Муса Бажаев почти с самого начала держится обособлено. Его сразу же атаковал Кадыров, заявив, что предприниматель не выделил обещанных $50 млн на строительство районной больницы и школы в Урус-Мартане, а также на восстановление ряда социально значимых объектов. "Такие, как Бажаев делают себе только рекламу. И, к сожалению, таких бизнесменов немало", - посетовал в 2006 году чеченский лидер.

При этом Бажаев демонстративно вкладывает деньги в российскую глубинку, но ни копейки не направляет на малую родину.

На счету бизнесмена Малика Сайдуллаева также нет ни одного крупного объекта, построенного в республике.

Недавно скончавшийся бывший министр СССР, экс-глава временной администрации ЧР в 1994-1995 гг. Саламбек Хаджиев тоже не стремился делиться с Кадыровым деньгами.

И это только те, чьи имена на слуху, но есть и много тех, кто не афиширует свой капитал.

Почему так?

Повторимся, мы перечислили далеко не всех выходцев из Чечни, обладающих миллиардным состоянием.

Но обстоятельства сложились так, что в окружении Кадырова остается лишь Ваха Агаев. Другие же стараются максимально от него дистанцироваться.

Это объясняется исключительно одним фактором - дилетантством руководства ЧР. Все бизнес-планы визируются лично главой республики. Ни о каком благоприятном инвестиционном климате говорить не приходится – собственность в любой момент может быть отобрана Кадыровым. Логично, что желающих вкладываться почти нет.

XS
SM
MD
LG