Ссылки для упрощенного доступа

Бесконечный земельный вопрос 


Снесенный дорожный указатель на границе между Чечней и Дагестаном, архивное фото
Снесенный дорожный указатель на границе между Чечней и Дагестаном, архивное фото

Пересмотр границ на Северном Кавказе скоро начнется снова 

Пограничные споры между северокавказскими республиками, казалось бы, утихли после силового подавления ингушского протеста. Однако проблемных зон остается достаточно.

До сих пор не совсем ясна ситуация с землями между Чечней и Дагестаном. Комиссия по уточнению границ субъектов была учреждена еще в январе 2019 г.: со стороны Чечни ее возглавил спикер парламента ЧР Магомед Даудов, со стороны Дагестана – его коллега Хизри Шихсаидов. Даудов также возглавлял комиссию по определению границ с Ингушетией.

По поводу чечено-дагестанской комиссии сообщалось, что работа будет "вестись в течение 2019 года при участии Росреестра […] в целях подтверждения исторически сложившейся границы, в том числе на основе картографических и архивных материалов по указанному вопросу". Тогда же пресс-служба главы Дагестана Владимира Васильева поведала о планах создать аналогичные комиссии для работы с Калмыкией и Ставропольем.

О работе между Чечней и Дагестаном давно ничего не было слышно. Ранее председатель координационного совета НКО Дагестана Шамиль Хадулаев говорил "Кавказ.Реалии", что в Москве попросили до осени остановить работы по кадастру, т.к. "нагнеталась межнациональная рознь, на этом начинали играть третьи лица".

В конце сентября заговорил Даудов –​ вопрос о границе с Дагестаном он поднял в эфире ЧГТРК "Грозный".

"Если мы будет брать именно то, что произошло между Кизлярским и Шелковским районами, то там уже все понятно. Одно дело говорить, что мы братья-мусульмане, а другое – когда ты без ведома брата-мусульманина присваиваешь его имущество. То есть чужую землю, землю своего брата", – сказал спикер парламента ЧР, напомнив о летнем инциденте со сносом дорожного знака.

Проблемы, по его мнению, есть именно с Дагестаном (с Ингушетией вопрос "уже решен"). Так, "город Кизляр незаконно, в одностороннем порядке замежевали земли Бороздиновского лесного участка Чеченской республики", а Бороздиновское лесничество "всегда относилось к Чеченской республике".

По словам Даудова, правительство поставило задачу – согласовать все вопросы по границам до 2021 года. Однако в работе с дагестанской стороной возникли сложности, и ему "точно не ясно, с кем работать".

"Наши коллеги нам даже не говорят, в чем проблема, – посетовал он. – Не проявляют никакой инициативы. Хотим мы или нет, мы должны эту работу закончить. Я хочу, чтобы наши соседи, братья-мусульмане, поняли: и мы знаем, где проходила граница, и ваше руководство знает. Думаю, на данный момент в Дагестане никто не хочет быть ответственным за это решение, хотя придется".

Официального ответа от дагестанской стороны не последовало, возмущение высказывали только местные общественные деятели и журналисты, которые назвали слова Даудова "политическим лукавством".

Шамиль Хадулаев сообщил "Кавказ.Реалии", что работа комиссии должна продолжиться после нового года.

Ингушетия тоже поднимает вопрос границ – с Северной Осетией. Речь идет о Столовой горе, которая расположена в Джейрахском районе, она давно является предметом для спекуляций и конфликтов.

В мае Совет тейпов Ингушетии заявлял, что им известно о планах по передаче земель Северной Осетии (упоминалась и Столовая гора). Осетинская же сторона стоит на своем – она не признает никаких территориальных претензий (речь в основном о Пригородном районе). В конце июня министр по вопросам национальных отношений РСО-А Аслан Цуциев призвал ингушей остановиться и не менять границы.

XS
SM
MD
LG