Ссылки для упрощенного доступа

"Как обжаловать то, чего нет?"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Заявления о ликвидации профучета в Дагестане усложнили жизнь тем, кто на нем стоит

Официально профилактический учет подозреваемых в экстремизме в Дагестане отменен. По крайней мере, в 2017 году об этом заявили полицейские. Однако на деле спустя два года ничего не изменилось, говорят правозащитники, – за исключением того, что добавление в "несуществующие" списки теперь стало сложнее обжаловать.

С учета не сняли

Верховный суд Дагестана признал незаконной постановку на профучет имама мечети села Костек Махача Бамматханова. Четыре года назад он попал в списки силовиков, хотя проверки в отношении него не проводились. При этом снимать его с якобы несуществующего учета никто не собирается – суд не обязал республиканское МВД сделать это.

Юрист-координатор программы "Горячие точки" правозащитного центра "Мемориал" Галина Тарасова считает, что заявления об отмене профучета просто усложняют борьбу в суде за исключение из "экстремистских" списков.

"Де-факто объявление об отмене профучета было призвано просто снизить возмущение в обществе, – говорит она. – К тому же это затрудняет обжалование – как можно обжаловать то, чего якобы нет?".

Подтверждения тому, что учет ведется, обнаруживаются и в некоторых судебных делах, утверждает Тарасова. "Скорее всего, теперь учет просто регламентируется другими ведомственными нормативами – возможно, даже засекреченными", - предполагает она.

"Фактически, из тех документов, которые нам присылали, видно, что в информационном центре МВД Дагестана ведется база учета по категории 'экстремист'. Там указывается название районного органа внутренних дел, где человек был поставлен на учет, а также его личные данные, - рассказывает Тарасова. – Что возмущает больше всего – в графе 'дата прекращения учета' указан 2060 год. То есть людей ставят на десятки лет, что абсурдно само по себе".

Не пожелавший указывать свое имя адвокат из Дагестана подтверждает слова Тарасовой: "Документально они все отрицают. По факту, все эти списки, база, все они существуют. Даже по уголовным делам бывает так, что информационный центр МВД Дагестана предоставляет информацию о стоящих на профучете".

"Информация по этому поводу до меня не доводилась, ничего прокомментировать не могу", - сказала "Кавказ.Реалии" начальник пресс-службы МВД по Дагестану Гаяна Гариева.

"За что меня преследуют?"

В "вечные" списки попал житель Дербентского района Дагестана Вазир Базанаев. По словам Тарасовой, однажды он просто зашел в мечеть, которую силовики считают "неблагонадежной". Это произошло в 2013 году, и с тех пор Базаева не оставляют в покое – хотя официально ни на каком учете он не состоит. По его словам, звонки с неизвестных номеров поступают пару раз в месяц, домой приезжают люди в штатском.

"Все это продолжается с 2013 года, когда мне сообщили, что я на профучете. Но раз учет не ведется, за что меня до сих пор преследуют? – недоумевает мужчина. – Они называют это переписью населения. Но почему-то до моих соседей не доходят. Им просто нужен повод – знать, где нахожусь я и моя семья".

По делу Базанаева ПЦ "Мемориал" направил запросы в МВД по Дагестану и в прокуратуру. "Мы попросили конкретизировать ситуацию по нему и пояснить, почему его продолжают беспокоить – хотя ему был дан ответ, что ни на каком учете не состоит. Ответ мы пока не получили", - говорит Тарасова.

'"Если про меня будешь что-то делать, я тебя найду' – сказал участковый, когда я обратился в 'Мемориал', - рассказал "Кавказ.Реалии" Базанаев. – Раньше ко мне домой сотрудники приходили. Десять человек. У меня мама старая, ей это надо? Семья брата на все это смотрит. Неприятно, конечно. Бедных людей же мучать легче".

Галина Тарасова называет профучет инструментом для создания статистики, отказываться от которого не собираются.

"Сейчас профучет используется для того, чтобы сделать сотрудникам полиции показатели работы, и это только создает лишнюю напряженность и возмущение людей. На словах правоохранители не признают, что это профучет, и никаких документов не выдают. То есть это еще и ограничение права на получение информации – люди в праве знакомиться с причинами постановки на учет и требовать снятия с него", - говорит она.

XS
SM
MD
LG