Ссылки для упрощенного доступа

Три срока, пытки и подброшенное оружие


Верховный суд Ингушетии, Магас
Верховный суд Ингушетии, Магас

Год назад в Ингушетии полицейские схватили пятерых молодых людей. Их обвинили в незаконном обороте оружия и подозревали в пособничестве напавшим на пост ДПС. Силовики подбросили парням оружие, многих из них пытали. Дело одного из них, Альберта Хамхоева, получило широкий резонанс. Рассказываем, что за прошедший год случилось с остальными.

Запугивали, били по голове

5 ноября 2017 года двое террористов проникли на территорию поста ДПС неподалеку от ингушского села Яндаре: один из них устроил самоподрыв, а другой, Магомед Мурзабеков, стал стрелять по сотрудникам из пистолета и был убит ответным огнем. В результате нападения двое правоохранителей погибли, еще несколько были ранены.

Вскоре по подозрению в пособничестве нападавшим были задержаны не менее пяти человек. Четверо: Альберт Хамхоев, Джамалейл Чапанов, Зураб Дакиев и Анзор Нальгиев были заключены под стражу, еще один несовершеннолетний житель Карабулака находится под подпиской о невыезде, сообщал "Мемориал". Значительно позже стало известно об еще одном задержанном — 21-летнем Аслане Безиеве.

Задержанные заявили: оружие им подбросили во время обысков. Некоторые жаловались, что признание в хранении и пособничестве боевикам выбивали под пытками. В итоге им предъявили обвинения только по статье 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).

Альберт Хамхоев сообщал, что после задержания ему надели на голову мешок и привезли в неизвестное место, где несколько часов били и пытали током.

В январе 2018-го по факту применения к Хамхоеву пыток было возбуждено уголовное дело.

Зураб Дакиев заявил, что после задержания его запугивали и били по голове, требуя признаться в хранении боеприпасов, а также преступлениях, которые он не совершал. 20 ноября 2017 года его перевели в СИЗО в Назрани, а спустя три дня – на допрос в ФСБ. Во время допроса его избивали и пытали током, заставляя признать причастность к нападению на пост ДПС в Яндаре.

Адвокат Джамалейла Чапанова говорит, что молодого человека не пытали, признательных показаний он не подписывал. Также адвокат сообщал, что по результатам экспертиз на обнаруженных в комнате Чапанова пистолете и патронах нет отпечатков его пальцев.

Родственники не захотели поднимать шум

Родственники Анзора Нальгиева также заявляли, что оружие ему подбросили. Его родители обратились в комиссию по адаптации боевиков с просьбой содействовать в смягчении наказания. Они объяснили, что в день нападения на пост один из нападавших прислал Нальгиеву сообщение с просьбой отогнать его машину домой, и тот выполнил его просьбу. Узнав об участии знакомого в нападении на пост, Азор сам сообщил полиции об этой просьбе. Дело Нальгиева было рассмотрено в суде еще в начале марта 2018 года. В итоге он решил признать вину и согласился на особый порядок рассмотрения дела. Карабулакский районный суд назначил ему наказание в виде года лишения свободы в колонии-поселении. Верховный суд Ингушетии снизил срок заключения до 8 месяцев.

В сентябре 2018 года был осужден Альберт Хамхоев. Он получил полтора года лишения свободы условно, с испытательным сроком в один год. Член сборной России по боксу будет отбывать наказание у себя дома в селе Яндаре.

Заур Дакиев был осужден в конце октября. "Осудили на 1 год и 3 месяца. Его освободили после приговора, так как парень уже отбыл наказание. Свою вину не признал, но родственники не хотели продолжать судиться", — рассказал "Кавказ. Реалии" адвокат Магомед Гагиев. По его словам, Заур тоже жаловался на пытки, но с доказательной базой было сложнее, так как не было подтверждающих медицинских материалов как у Хамхоева.

"Намерены биться до последнего"

Дело Джамалейла Чапанова еще не завершено. С 24 мая 2018 года были отложены 13 заседаний, состоялось только одно.

В суде также находится дело Аслана Безиева. "Мы допрашивали свидетелей, пришли пока только к исследованию письменных материалов", - рассказал его адвокат Руслан Беков. Как и остальным, Безиеву вменяют 1 часть статьи 222 о незаконном обороте оружия. По словам защитника, в ноябре прошлого года, когда молодого человека схватили и привезли в Центр "Э", его тоже сильно избили и пытали током, выбивая признательные показания. Однако он отказался брать на себя вину.

"Родственники не захотели поднимать шум, хотя сначала были готовы. Безиев — единственный, в отношении которого с самого начала был избран домашний арест. Затем прокуратура обжаловала в апелляции меру пресечения, и суд без оснований отменил домашний арест", — сообщил собеседник "Кавказ. Реалии". Безиева взяли под стражу, и 5 месяцев он провел в СИЗО. Сейчас молодой человек находится под подпиской о невыезде.

По словам Бекова, они "намерены биться до последнего" и не приемлют ничего, кроме оправдательного приговора. Процесс затянулся, поскольку долгое время сотрудники ЦПЭ, проводившие обыск, и понятые были недоступны для допроса.

"Понятые, которые присутствовали [во время обыска], это военнослужащие Троицкой части. Обычно в таких делах участвуют солдаты, которые вот-вот должны уволиться. У нас один уехал в Хакасию, мы никак не могли добиться конференц-связи, — пояснил адвокат. — Но мы добились допроса двух понятых и оперативника ЦПЭ, который сразу после нашего дела уехал в Калининград".

Дело несовершеннолетнего Т.Я., которого обвиняют по статье 222.1 УК РФ (незаконный оборот взрывчатых веществ), отправлено на доследование. Подросток находится под подпиской о невыезде.

XS
SM
MD
LG