С начала вторжения в Украину из Чечни на фронт уехали уже почти 23 тысячи местных жителей – как заявляют власти, добровольно. Однако за официальными цифрами скрываются истории о похищениях, шантаже и принудительной отправке на войну. О чем говорит такой способ призыва чеченцев: о стремлении кадыровцев показать лояльность федеральным властям, еще одном варианте расправы с неугодными или новой возможности заработка для чеченских властей?
Чеченские власти с 2022 года утверждают, что на войну из республики отправляют только подготовленных жителей, которые сами выразили желание поехать на фронт. При этом Рамзан Кадыров периодически число "добровольцев" требует увеличить.
Сначала власти обещали военным щедрые выплаты, льготы и почет, как участникам "большого джихада". Впрочем, довольно быстро Кадыров перешел к угрозам и оскорблениям: "тунеядцев" из малоимущих семей, которые отказываются от войны, он планировал лишить социальной помощи.
В середине октября на свадьбе в Курчалоевском районе произошла драка. Причины ее неизвестны, но начальник местного РОВД Рустам Агуев уверен, что всему виной безделье.
"Настоящие мужчины дерутся на ринге или проявляют себя в войне, а тут что я вижу? Нигде не работающие мужчины в облегающих брюках собрались и дерутся! Я такое не позволю в этом районе! Если ты мужчина, покажи себя в Украине! Я сделаю так, что их увидят там. Если есть еще желающие подраться, сообщите мне, и я вас всех отправлю", – заявил Агуев в аудиосообщении, которое распространилось в соцсетях.
Держали неделю в отделе, отпустили на день под конвоем, чтобы собрать вещи в дорогу, а после отправили в Украину
Так отправку на войну в Чечне стали открыто использовать как наказание. Например, в октябре 2024 года Рамзан Кадыров приказал местным силовикам отправлять на фронт жителей, замеченных в административных нарушениях или ведущих "праздный и аморальный образ жизни". Например, неправильно припарковавшегося водителя, потребителя наркотиков, нарушителя правил дорожного движения. Таким людям нужно предложить два пути, заявил Кадыров: тюрьма или служба в зоне боевых действий, где "можно показать храбрость".
О таком выборе правозащитные организации и оппозиционные чеченские блогеры рассказали еще весной 2022 года. Правда, перед ним оказывались люди, похищенные силовиками, а среди доступных им опций, помимо войны и сфабрикованного уголовного дела, были также пытки в "секретных тюрьмах" или откуп.
Читайте также "Это приведет к мести". Похищения людей в ЧечнеИстории "добровольцев"
Как стало известно редакции Кавказ.Реалии, в начале октября 2025 года были похищены двое жителей Чечни, позже их насильно отправили на войну против Украины. Имена этих людей нам известны, но мы не раскрываем их в целях безопасности. Редакция также вынуждена скрыть имена собеседников из числа родственников пострадавших из-за сложившейся практики коллективной ответственности в регионе.
Одному из похищенных 23 года, несколько лет он был без работы: все попытки найти хоть-какое-то занятие заканчивались неудачей, а в получении пособия по безработице ему отказали по непонятным причинам. По словам сестры пострадавшего, от безысходности он иногда мог выпить, но не устраивал скандалов и не выходил из дома пьяным.
Он такой добрячок, что даже мухи не обидит. Не понимаю, как он будет держать оружие
"Он очень тихий, спокойный, трудолюбивый, но в нашем селе просто нет никакой работы. Образования у него нет, подрабатывал на стройках по сезону", – рассказала собеседница.
Она уверена, что за братом пришли по наводке соседа, работающего в силовых структурах: "Забрали средь бела дня, держали неделю в отделе полиции. Потом отпустили на один день под конвоем, чтобы собрать вещи в дорогу, а после отправили в Украину. Можно было бы откупиться, но откуда у нас такие деньги?".
Конкретную сумму, которую бы хватило для откупа, собеседница не назвала.
Второй уроженец Чечни был похищен в Грозном, когда отвозил родственницу в больницу. Силовики обвинили его в проезде на красный свет – друг пострадавшего, который был с ним в машине, это отрицает. Несмотря на это, машину конфисковали, водителю дали два дня на сборы и записали в "добровольцы".
"Он сам по себе такой добрячок, что даже мухи не обидит. Не понимаю, как он будет держать оружие. Никакой подготовки и опыта у него нет, это какой-то беспредел!", – утверждает друг похищенного.
Еще одному жителю Чечни удалось откупиться от войны за 800 тысяч рублей. Силовики приехали за ним из-за лайка, который он якобы оставил под роликом оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – еще пару лет назад.
"Если бы лайк действительно был, все могло бы закончиться еще хуже. По нашей практике, за такие вещи людей задерживают, отчитывают по телевизору, забирают членов семьи, заводят уголовные дела", – говорит родственница откупившегося от войны.
Нужную сумму семье, которая живет скромно, пришлось собирать два дня. Однако даже после выплаты гарантий нет никаких, говорит собеседница: "Возможно за ним придут снова через месяц, кто знает. Такие случаи есть!".
Вымогательство как система
Слухи о возможности откупиться от отправки на войну против Украины появились не на ровном месте, в республике действительно существует такая "коррупционная культура", которая еще долго будет мучить местных жителей, уверен живущий в Европе руководитель "Ассоциации чеченских демократов" Хусейн Исханов.
"До войны люди платили за то, чтобы пойти или не пойти в армию, устроиться на работу или "откосить" от уголовного дела. Причем были конкретные ставки, если твое дело только у предварительных оперов, если дошло до прокуратуры, суда или ФСБ", – рассказал он.
Однако, по мнению Исханова, заработок – это не главная мотивация властей Чечни для записи в "добровольцы" все большего числа жителей.
"Кадыров торгует душами взамен на рейтинг в Кремле. Заработок тут не является приоритетом. Они на войну больше тратятся, чем зарабатывают. К тому же, эта система позволяет снизить количество политически активных, потенциально опасных молодых мужчин: они либо покидают республику, либо умирают на фронте. К тому же можно избавиться от всех, кто засветился в антиправительственных кругах", – напомнил собеседник.
Так, летом 2023 года кадыровцы отправили на войну в Украину четырех родственников чеченских оппозиционеров братьев Янгулбаевых. Тогда же на войне оказался и племянник главы правительства Ичкерии за рубежом Ахмеда Закаева. За несколько месяцев до этого Хусейна Закаева вместе с братом задержали силовики в Урус-Мартане. По словам его родственника Шамиля Закаева, Хусейна не могли признать годным к воинской службе: из-за многократно оперированной позвоночной грыжи он не может даже сидеть.
В отличие от Исханова, политолог, президент "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев считает, что отправка людей из Чечни на фронт – не инструмент демонстрации лояльности Кремлю, а способ расправы и заработка.
"Это не какая-то спущенная сверху установка. Инициатива идет с мест, от участковых, сотрудников уголовного розыска. У них развязаны руки, и именно здесь начинается полный беспредел и откровенный террор в отношении населения", – убежден Кутаев.
- С начала года сотрудники силовых структур в Чечне похитили сотни местных жителей. Это только те, о ком стало известно живущим за границей чеченским активистам. По их информации, среди жертв есть женщины, дети, люди с тяжелыми заболеваниями. Как минимум несколько человек погибли от пыток, многие другие – оказались на войне в Украине. Как в 2025 году в Чечне исчезают люди, читайте в материале сайта Кавказ.Реалии.
- В оппозиционном чеченском движении NIYSO заявили о похищении силовиками жителя села Давыденко Ачхой-Мартановского района Исы Оздиева. По данным активистов, его под пытками заставили подписать контракт с Минобороны России и готовят к отправке на войну в Украину. Подтверждения этой информации из других источников нет. NIYSO регулярно сообщает о похищениях и пытках в Чечне со ссылкой на источники в регионе. Власти сведения активистов не комментируют.
- Один из методов пополнения рядов российской армии в Чечне – пытки с использованием пластиковых труб и электричества. Об этом сайту Кавказ.Реалии рассказал чеченец, которого заставляли подписать контракт с министерством обороны именно таким образом.