Ссылки для упрощенного доступа

Выжить назло Путину


Дагестанцы пытались занимать себя самостоятельно, однако "Платон" едва не перекрыл дальнобойщикам кислород
Дагестанцы пытались занимать себя самостоятельно, однако "Платон" едва не перекрыл дальнобойщикам кислород

В Дагестане высокая рождаемость, а это значит, что пенсионная реформа увеличит число безработных

Одна половина страны с замиранием сердца смотрит чемпионат мира по футболу, который проходит в эти дни в России. Вторая – обсуждает пенсионную реформу, по которой женщины станут выходить на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины – в 65.

В Дагестане демографическая ситуация хорошая, а это значит, что молодые люди еще несколько лет будут ждать, пока старшие освободят им рабочие места. Это, вероятно, приведет к оттоку юного населения из региона.

По данным Дагенстата, с января по апрель из республики уехали 17379 человек. В субъекте, напомним, числится чуть свыше 3 млн лиц. Остающиеся на родине думают, как выжить. Кого-то спасает пенсия родителей или пособие по инвалидности, но в свете последних событий люди могут лишиться и этого.

В мае было возбуждено уголовное дело против руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы РД Магомеда Махачева и его подчиненных. И теперь жители опасаются, что процедура оформления инвалидности будет ужесточена. Есть мнение, что справками о недугах обладают и совершенно здоровые граждане, которые пытаются за счет них прокормиться.

Кто не работает, тот не ест

Махачкалинка Мадина уверена, кто хочет работать, найдет себе место. Даже если будет получать в месяц пять тысяч рублей. Просто наши люди, настаивает она, не хотят работать.

В качестве положительного примера собеседница приводит азербайджанцев и узбеков, которые трудятся на местном рынке. "Наши ребята с понтами не пойдут на это", – считает она.

Тяжелее всего приходится сотрудникам госсектора, полагает медик Саида. В молодости женщина не только уколы ставила, но и клеила обои. По ее словам, она бы и сейчас этим занималась, если бы здоровье позволяло.

"Наверное, новый премьер Артем Здунов и врио главы Васильев удивляются, как мы тут живем?" – разводит руками разнорабочий из Акушинского района Гаджи.

Мужчина утверждает, что в его районе в каждом доме можно найти пару-тройку безработных. Задействованные в госсекторе дагестанцы тоже не могут похвастаться высоким доходом – они получают примерно по 15-25 тысяч рублей.

Особенно трудно приходится педагогам и врачам, чей доход составляет 8-12 тысяч рублей в месяц. Они возмущены существенной разницей в зарплатах – очевидно, что в той же Москве учителя получают намного больше.

Вместо Москвы получили Воронеж

Журналист Тамерлан Магомедов не ждет ничего хорошего с тех пор, как "в Дагестан пришла Россия". "Мы все ждали 'Россию' по образу сытой Москвы, где чисто, красиво и населению доплачивают, – рассуждает он. – Однако попали в какой-то Воронеж, где все вроде по закону, но, кроме законов, ничего больше и нет".

Следовательно, считает собеседник "Кавказ.Реалии", стоит ждать оттока работоспособного населения. "Куда только ехать? В стране кризис повсеместно. Остается надеяться на рост заказов ВПК и восстановление заводов. Но это капля в море, не способная обеспечить всех занятостью", – резюмирует он.

На вопрос, как выживать дагестанцам, зампредседателя экономического совета при главе РД Сергей Дохолян ответил полушутливо: "Так же, как и тем, кто живет в России".

Дохолян признает, что уровень безработицы в республике выше, чем в целом по стране. Повышение пенсионного возраста спровоцирует еще больший рост, говорит он. Эксперт прогнозирует укрепление "криминального фона" и уход экономики в тень. А это значит, что собираемость налогов значительно снизится.

Учитывая, что в субъекте хорошие показатели рождаемости, молодежь рискует оказаться за бортом. Выход из ситуации Дохолян видит в создании рабочих мест и в развитии бизнеса. "Но тут НДС подняли до 20%, а это новые проблемы для предпринимателей и рост цен для потребителей", – вздыхает он.

Пару лет назад председатель правительства Дмитрий Медведев посоветовал россиянам держаться, уверяя, что денег в бюджете нет. Беда лишь в том, что у ближайшего окружения Владимира Путина денег много. Так, Forbes обнаружил у бывшего вице-премьера Игоря Шувалова самолет за 70 миллионов долларов.

XS
SM
MD
LG