Ссылки для упрощенного доступа

"Раз дело завели – уже не отвертеться"


Родные уроженца Чечни, рассказавшего о пытках в карельской колонии, жалуются на нарушение его прав и фальсификацию уголовного дела

Хасбулат Габзаев отбывает трехлетнее наказание за попытку уехать в Сирию в карельской исправительной колонии №7, оказавшейся в центре внимания год назад, когда о пытках в ней рассказал активист Ильдар Дадин.

В ноябре 2016-го Габзаев тоже попал в СМИ: он был в числе тех, кто подтвердил правозащитникам сообщения Дадина об избиениях и издевательствах в ИК-7. Тогда учреждение посетили правозащитники и уполномоченный по правам человека при президенте РФ Татьяна Москалькова, которые беседовали в том числе и с Хасбулатом. Вскоре Дадина перевели в другую колонию, потом освободили.

Остальные заключенные остались в ИК-7 и теперь им мстят за жалобы, утверждают родственники Габзаева.

"В Карелию он попал в мае прошлого года, его этапировали из Чечни. По дороге он заболел, а по прибытию его сразу стали избивать. Но ничего этого мы не знали, знали только, что его водворяли в ШИЗО. Все всплыло, когда Дадин сумел вынести оттуда информацию, и мы в интернете узнали, что это колония, в которой находится Хасбулат. И потом мы увидели его показания правозащитникам", - рассказала "Кавказ.Реалии" Женета Гайрбекова, мать Габзаева.

По ее словам, Хасбулата преследовали из-за того, что он соблюдающий мусульманин. Узнав, что Габзаев молится и не ест свинину, сотрудники колонии попытались насильно накормить его, а когда не вышло – поместили в ШИЗО и пытали там, утверждает собеседница.

"Подвесили за ноги, били деревянным молотком, пинали, ставили на растяжку: несколько человек растягивают, чтобы не было следов [побоев], разрывают связки. Его фактически морили голодом из-за отказа есть свинину. Когда я увидела его на свидании, мой сын был похож на скелет, обтянутый кожей. Его постоянно помещали в штрафной изолятор, из-за того, что он якобы молился в неположенное время", - говорит Гайрбекова.

Адвокаты Габзаева несколько раз добивались отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам применения к нему пыток, но в итоге Следственный комитет дело так и не возбудил.

Спустя около полутора месяца после того, как стало известно о пытках в ИК-7, уголовное дело части 2 статьи 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) завели на самого Габзаева.

Согласно обвинению, 20 декабря и 26 декабря прошлого года Хасбулат нападал на сотрудников колонии, вошедших к нему в камеру.

"20 декабря его избили, потом зашли в камеру и, чтобы спровоцировать, положили грязную тряпку на Коран, который лежит на столе у него. Он схватил свою посуду, зеленые пластиковые тарелочки, и отбросил. Это видно на записи. Дальше на него налетели сотрудники колонии. Они говорят, что одна из этих тарелочек ударилась о потолок, а потом попала в голову одному из сотрудников. 26 декабря они снова зашли и, как утверждают, он стал их бить, но этого нет на видео, там видна его рука, но нет момента удара. Потом на него снова набрасываются. Когда это видео показали Бабушкину (Андрей Бабушкин – председатель "Комитета за гражданские права"), он сказал, что видит там как раз насильственные действия против моего сына", - говорит Гайрбекова.

Видеозаписи, о которых идет речь в деле Хасбулата, можно увидеть в сюжете телеканала РЕН ТВ.

Мать Габзаева утверждает, что в Следственном комитете ему предлагали, признать один из эпизодов и тогда второй закроют, а ему "дадут по минимуму", но Хасбулат отказался.

"Он и по первому уголовному делу дал признательные показания и согласился на сделку только потому, что я умоляла. Ни в какой ИГИЛ он не собирался, просто мне сказали, что раз дело завели – уже не отвертеться, а если будет особый порядок, то дадут ниже низшего, обещали дать год условно. Теперь он говорит, что ни за что не признается в том, чего не совершал", - пояснила собеседница "Кавказ.Реалии".

Сейчас, по словам женщины, Хасбулата не бьют, но его уже год держат в "одиночке" и постоянно водворяют в ШИЗО по надуманным предлогам. Когда начнется суд по делу, пока неизвестно.

Между тем в управлении ФСИН по Карелии с обвинениями в их адрес не согласны.

"История Габзаева идет очень давно, еще на фоне прошлогодней волны по поводу Ильдара Дадина и якобы имевших место у нас нарушений прав осужденных и незаконного применения физической силы, но все эти заявления попадали в Следственный комитет и ни одно из них не подтвердилась, даже, наоборот, на часть людей, которые жаловались о незаконном применении физической силы, возбудили уголовные дела за дестабилизацию и ложный донос", - заявил "Кавказ.Реалии" начальник пресс-службы УФСИН по республике Виталий Фефелов.

В ведомстве отметили, что заключенных помещают в штрафной изолятор в случае нарушения внутреннего распорядка, а если это произошло незаконно, они могут написать жалобу в прокуратуру.

"По правилам внутреннего распорядка мы имеем право сажать человека в штрафной изолятор, если он нарушает внутренний распорядок. А учитывая, что в сети в широком доступе есть записи, что он швыряется в сотрудников тарелками, машет кулаками, это вполне возможно. Все незаконные, по его мнения, водворения в штрафной изолятор, он имеет право обжаловать в прокуратуру и во все другие надзорные инстанции, и я более чем убежден, что он это делает, но ни одна из жалоб не была подтверждена", - подытожил руководитель пресс-службы.

XS
SM
MD
LG