Ссылки для упрощенного доступа

Аресты Саутиевой и Мальсигова как признак ужесточения репрессий


Смена власти в Ингушетии пока не привела к смягчению позиции властей по отношению к оппозиции
Смена власти в Ингушетии пока не привела к смягчению позиции властей по отношению к оппозиции

В Ингушетии репрессивная машина по подавлению протестных настроений набирает обороты

Накануне суд Нальчика вынес решение оставить под стражей Зарифу Саутиеву – одну из самых известных женщин, участвовавших в ингушском протесте. Саутиева и до этого страдала от своей политической активности – в январе ее уволили с должности заместителя директора Мемориального комплекса жертвам репрессий. Она не смирилась с этим и добилась восстановления на работе. Зарифа активно освещала митинги против передачи Чечне ингушских земель – и была уверена, что ее увольнение связано с протестной деятельностью.

В июне ее снова уволили, а в июле задержали и вывезли в ИВС Нальчика. Саутиева стала первой женщиной, арестованной по делу о протестах. До этого под стражей оказывались только мужчины – почти 30 человек сидит сейчас в региональных СИЗО.

Незадолго до этого задержали журналиста независимого издания "Фортанга" Рашида Майсигова – у него нашли некое белое вещество, и теперь ему вменяют часть 2 статьи 228 УК. У Саутиевой никаких наркотиков не нашли – против нее "копают" в сторону массовых беспорядков и нападений на полицию. Но общее у них все равно есть – и Саутиева, и Мальсигов сотрудничали с "Фортангой".

Арест Мальсигова вызвал волну невероятного возмущения – всем, кто в курсе продолжающихся преследований ингушских активистов, было ясно, что дело против него сфальсифицировано с целью подавить журналистскую деятельность в республике. Но именно арест Саутиевой продемонстрировал, насколько серьезны эти намерения. Если раньше силовики ограничивались тем, что проводили с женщинами разъяснительные беседы и требовали от мужчин из семьи "контролировать свою родственницу", то теперь стало ясно, что никакие "кодексы чести" в отношении женщин больше не работают.

"Отправьте ваших женщин рожать детей и готовить галушки к приходу мужа и тогда никто и пальца не поднимет в их сторону", - пишет телеграмм-канал, связанный с ингушскими силовиками. И это явный сигнал к тому, что женщины должны замолчать.

Программный директор Human Rights Watch по России, Татьяна Локшина напоминает, что Саутиева была в ядре протестных активистов, поэтому не удивительно, что волна арестов дошла до нее. "Те протестные активисты, которые считали, что отставка Евкурова решает проблему с преследованием организаторов и участников митинга, со всей очевидностью ошибались. Не вызывает сомнений, что эти уголовные преследование санкционированы федеральным центром", - считает Локшина. Она уверена, что решение о преследовании ключевых протестных активистов - федеральное.

Пока нет четкого понимания, как будет действовать врио главы Ингушетии Калиматов – никакой позиции по отношению к протестам он пока не заявлял. Ингушский адвокат Ахмет Костоев считает, что он вполне мог бы пойти навстречу активистам. "Есть все юридические основания изменить меру пресечения арестованным, это могло снять социальное напряжение и дать возможность договориться", - считает Костоев. Однако велик шанс, что местные элиты могут договориться с силовиками дожать протест, предполагает Костоев.

На имя Калиматова уже было сделано много обращений – и от отдельных общественников, и от родственниц арестованных активистов. Врио пока никому ничего не ответил. Новые аресты на фоне молчания власти вызывают огромную тревогу и страх – ведь если решение "закрыть" протестную тему в Ингушетии любыми способами принято на самом высоком уровне, остановить репрессивную машину уже не представляется возможным.

XS
SM
MD
LG