"У Кадырова прибавилось нахлебников". В Чечне готовятся изымать земли за "неправильное использование"

Иллюстративная фотография

В Чечне вновь усиливаются меры по изъятию земельных участков, использование которых, по мнению властей, нарушает законы. Решение, принятое на Совете безопасности республики, вызывает опасения у правозащитников и экспертов, которые предупреждают о возможности произвола и ущемления прав собственности местных жителей. Что стоит за новыми инициативами и как это отражается на жизни людей, разбирался сайт Кавказ.Реалии.

17 ноября Совбез Чечни снова обсудил проблему якобы неправильного использования земель. По поручению сына главы республики, 18-летнего Адама Кадырова, участники совещания говорили о случаях, когда участки занимают под застройку или иным образом используют не по назначению. Чиновники заявили, что такие земли будут изымать и передавать в казну. В Министерстве имущественных и земельных отношений республики позже пояснили, что именно считается нарушением.

Основанием для изъятия может то, что участок в течение трех лет после получения права собственности или аренды фактически не используется по назначению. Если земля все это время простаивает, зарастем метровыми сорняками, деревьями или кустарником, власти могут инициировать процедуру изъятия.

Отсутствие четких критериев изъятия приводит к произволу

Подобные заявления далеко не новы. В 2020 году Рамзан Кадыров уже поднимал тему "бесхозных" участков в Грозном. Он требовал изымать земли, которые владельцы, по его мнению, содержат в запущенном состоянии. Поводом стало, что во время одной из прогулок по городу он заметил, как он сказал, "напоминание о войне": старые ворота со следами от снарядов. Хозяевам таких участков предложили два варианта: привести территорию в порядок или готовиться к передаче земли государству.

Поиск владельцев "запущенных" территорий поручили мэрии и силовым структурам. В феврале того же года власти расчистили несколько участков в центре Грозного, чьи хозяева находились за пределами республики. Тогда чиновники провели рейды по районам города, а территорию тех, кто не мог приехать, коммунальные службы убирали самостоятельно.

В июне 2022 года Кадыров вновь распорядился заняться поиском так называемых "бесхозных" участков в Грозном и наказанием их владельцев. Контроль за выявлением таких участков он поручил мэру Грозного и своему двоюродному брату Хас-Магомеду Кадырову. "Мы не можем позволить себе оставлять без внимания подобные незаконные действия", заявил глава республики.

В 2025 году сайт Кавказ.Реалии сообщал об участившихся случаях изъятия домов оппозиционных активистов и их родственников – в этих случаях они переходили в руки силовиков или выставлялись на продажу.

Помимо изъятия земельных участков и объектов недвижимости в Чечне существует и другая практика грубого нарушения права собственности. Власти не раз сносили бульдозерами дома, которые не соответствовали "эстетическим вкусам" главы республики.

Your browser doesn’t support HTML5

В Чечне из-за кадыровских высоток сносят улицы

В 2024 году снести постройки, изъять участки и аннулировать свидетельства о праве собственности Кадыров поручил своему племяннику, мэру Грозного Хас-Магомеду Кадырову. Жилые постройки людей с низким уровнем дохода, выделявшиеся на фоне существенно благополучных домов, были разрушены.

Людей из своих домов в Чечне выселяли уже в 2011 году, в период строительства комплекса "Аргун-Сити", куда вошли торговый центр, мечеть и несколько высоток. Позже, при возведении мечети в Шали, в центре города демонтировали около 90 домов. В 2018 году 37 домов в Курчалое решили снести ради строительства торгового центра, а на сбор имущества жителям дали всего несколько дней.

Похожие сообщения приходили и из Ахмат-Юрта, Герменчука и других районов республики. Опрошенные Кавказ.Реалии эксперты тогда отмечали: на месте снесённого жилья либо появляются новые дома для приближённых к руководству республики, либо возводятся объекты, приносящие прибыль Кадырову и его окружению.

Произвол под видом закона?

Решение об изъятии домов и земельных участков в Чечне принимаются на основе слишком широко трактуемой федеральной нормы, объясняет редакции Кавказ.Реалии юрист и правозащитник Абубакар Янгулбаев.

"К сожалению, власти действительно могут изымать земельные участки у собственника, но исключительно на федеральных основаниях с обязательным соблюдением судебной процедуры и компенсацией. Согласно статье 49 Земельного кодекса РФ, это возможно для государственных или муниципальных нужд, например, для строительства объектов энергетики, транспорта, обороны или при выполнении международных договоров РФ, если нет альтернатив", – разъясняет он.

По его словам, понятие "бесхозного" участка в законе трактуется узко – это земля без собственника или не используемая по назначению. Изъятие должно быть крайней мерой, а не произвольным решением местных чиновников, как жители Чечни часто наблюдают на практике, говорит он.

Такие действия могут соответствовать законодательству (статьи 209, 285–286 ГК РФ, ЗК РФ), поскольку право собственности в России не абсолютно и может ограничиваться в публичных интересах, но с обязательной компенсацией рыночной стоимости недвижимости собственникам, продолжает Янгулбаев. При этом, по его словам, исключительно в Чечне владельцы сталкиваются с куда большими рисками, чем в любом другом регионе страны.

"Отсутствие четких критериев изъятия приводит к произволу, искусственным проблемам с документами и принуждению к переоформлению за деньги, без реального изъятия земли. Собственники часто рискуют потерей имущества без справедливой компенсации, затяжными судами (особенно если мониторинг используется для давления на критиков), а также эскалацией ситуации до сноса построек. В подобной ситуации рекомендую фиксировать все нарушения, чтобы восстановить справедливость, хотя бы после смены режима. Вечно это продолжаться не будет", – отмечает Янгулбаев.

По словам политолога, президента "Ассамблеи народов Кавказа" Руслана Кутаева, кампании по изъятию земли говорят о том, что у Кадырова заметно прибавилось "нахлебников", которым нужно что-то раздавать.

"У людей, которые обложили чеченцев данью, выросли дети, невестки, зятья появились, а у тех свое окружение. Нужно еще много денег, и поэтому они придумали эту схему, чтобы у людей изымать. Это все делается для того, чтобы конфисковать у людей их собственность, первое. Второе, это просто ненависть, презрение к этим людям. Такая отложенная месть. И я уверен, в этом списке прибавятся еще люди", – считает он.

Собеседник уверен, что ни одна власть, ни один авторитетный человек или группа людей не смогут удержать от последующей мести людей, чьи права на протяжении двадцати пяти лет ущемлялись – на жизнь, на свободу, на имущество, перечисляет Кутаев.

  • В 2024 году в Грозном снесли несколько частных домов, состояние которых не понравилось Рамзану Кадырову. На каком основании это было сделано и где теперь живут их владельцы, неизвестно. Этот случай не первый, когда у местных жителей по требованию властей отнимают частную собственность. О принудительной реновации города и том, что за ней стоит, редакции Кавказ.Реалии рассказали эксперты.
  • В 2022 году чеченский правозащитник Абубакар Янгулбаев, рассказывая о похищении живущих в республике родственников, говорил, что у них в том числе забирали документы на недвижимость.