Ссылки для упрощенного доступа

Второй посмертный. Дело расстрелянных дагестанцев вернули в Чечню


Верховный суд Чечни
Верховный суд Чечни

Третий апелляционный суд в Сочи отменил обвинительный приговор восьмерым убитым уроженцам Дагестана, расстрелянным в 2016 году якобы при попытке прорваться в Чечню для диверсий. Адвокат Андрей Сабинин доказал, что приговор погибшим вынесен с многочисленными процессуальными нарушениями, а показания потерпевших и свидетелей со стороны обвинения противоречат выводам экспертиз. Дело повторно рассмотрит Верховный суд Чечни.

Обвиняемые – жители дагестанского Хасавюрта Госен Госенов, Камиль и два Шамиля Джамалутдиновы (просто тезки. – Прим. ред.), Клыч Клычев, Ислам Магомедов, Пахрутдин Махаев и Гашим Узданов. Это две компании, которые, уверяют родственники, не были знакомы между собой. Но в ночь с 8 на 9 октября 2016 года их, объявив оказавшими сопротивление боевиками, расстреляли в Чечне.

Согласно версии МВД, между селами Герзель и Энгель-Юрт полицейские попытались остановить для проверки машины ВАЗ-2107 и ВАЗ-2114, но ехавшие в них открыли огонь из автоматов и бросили гранату. Ранения получили четверо полицейских, сами напавшие и автомобили уничтожены – полностью сгорели, а капот "семерки" оказался вывернут. Тела оказались обугленными, и для установления личностей погибших потребовалась ДНК-экспертиза.

По сведениям силовиков, погибшие входили в бандгруппу Али Демильханова и готовили диверсионно-террористические акции в Чечне. Федеральные СМИ со ссылкой на официальное заявление полиции сообщили, что Демильханов был среди погибших.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Неубиваемый амир

Уже 9 октября 2016 года глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал подробности спецоперации: бандгруппа несколько месяцев пыталась организовать диверсии, в том числе на сентябрьских выборах в Госдуму. Зная об очередной попытке предполагаемых боевиков прорваться в республику, силовики провели профилактические мероприятия и были готовы к визиту. Политик подтвердил: среди убитых был и Демильханов, который находился в федеральном розыске.

"Рискуя своей жизнью, [сотрудники правоохранительных органов] нейтрализовали особо опасных бандитов и предотвратили гибель десятков мирных граждан, которые могли стать жертвами в случае осуществления своих намерений. Сотрудники правоохранительных органов проявили себя как герои", – добавил Кадыров, предложив наградить участников спецоперации.

К слову, о самом проживавшем в селе Гелдиген "амире равнинной части Чечни" 38-летнем Али Шарпудиевиче Демильханове открытой информации немного. Причем большая ее часть – сообщения правоохранителей о его ликвидации. В 2012 году МВД Чечни уже идентифицировало одного из погибших при самоподрыве у входа в магазин "Военторг" в Октябрьском районе Грозного как Демильханова. В августе 2015 года его же пытались задержать в Хасавюрте, но боевик ранил двух правоохранителей и скрылся.

Несмотря на озвученную Кадыровым "ликвидацию" в октябре 2016 года, Демильханов мог быть в числе чеченцев, в сентябре 2017 года прорвавшихся через российско-украинскую границу в Курской области.

Информация про борьбу чеченцев за свободу в РФ всегда фальсифицируется, и за исключением погибших никаких достоверных данных в российских СМИ не найти

"Эти чеченцы оказались борцами за свободу и независимость Ичкерии, которые проходят по российским розыскным базам как "боевики". Удивительно, как удалось сбежать Демильханову, [которого] россияне называют "амиром равнинной части Чечни", но так ли это – проверить нельзя, поскольку информация про борьбу чеченцев за свободу в РФ всегда фальсифицируется, и за исключением погибших никаких достоверных данных в российских СМИ не найти. Причем в 2016-м российская пропаганда уже заявляла о гибели Демильханова, но теперь они снова признали, что он жив, и признали, что ему удалось уйти", – писал украинский журналист Юрий Бутусов.

Расстреляли в другом месте?

"Версия событий, произошедших 8 октября 2016 года на проселочной дороге между селами Герзель и Энгель-Юрт, которую представила сторона обвинения, основана на показаниях потерпевших и свидетелей, сотрудников правоохранительных органов, которые опровергаются доказательствами из материалов дела", – говорит адвокат Андрей Сабинин.

Например, в ходе двух осмотров места происшествия рядом со сгоревшими автомобилями обнаружено 178 гильз калибра 5,45 мм, выпущенных из 11 стволов огнестрельного оружия, и еще 57 гильз из других пяти экземпляров оружия. При этом ни одна из гильз, сообщает экспертиза, не выпущена из автоматов полицейских Эльмурзаева, Долгуева и Джамалдаева, хотя они на допросе сообщили, что также стреляли по автомобилям.

"Не выяснена судьба семи экземпляров автоматов, в которых были обнаруженные при осмотре места происшествия стреляные гильзы. Ни одна экспертиза не установила принадлежность этого оружия, оно просто отсутствует в деле. Равно как неизвестно, кто стрелял из этих автоматов. А это, очевидно, еще семь человек. Получается, потерпевшие и свидетели врут, кроме них в месте "боестолкновения" было еще семь вооруженных людей, которые выстрелили 132 раза", – продолжает в разговоре с Кавказ.Реалии ведущий дело юрист.

Свидетели на допросах показали, что первым двигался автомобиль ВАЗ-2107 и стрельба велась в основном по нему. В то же время во второй машине обнаружено 113 входных пулевых повреждений, в том числе от пуль калибром 7,62 и 9 мм, а в первом только 23. Опять же, согласно показаниям чеченских полицейских, стрельба из оружия подобного калибра по машинам не велась. Силовики из-за опасности ответного огня стреляли якобы из положения "лежа", но экспертиза утверждает: они держали автоматы на высоте от 80 сантиметров до полутора метров, что подтверждается пулевыми отверстиями на крыше.

"Из этого возникает вывод, что автомобили обвиняемых могли быть расстреляны дважды. Причем в первый раз в ином месте, так как на проселочной дороге отсутствуют гильзы калибров 7,62 и 99 мм, входные пулевые отверстия от которых зафиксированы в "четырнадцатой", – указывает Сабинин.

На правом борту бронированного полицейского УАЗа насчитали восемь огнестрельных повреждений, нанесенных под углом от 27 до 35 градусов, соответственно, стрельба велась с высоты примерно 1,6 метра. Но из низких отечественных автомобилей ее вести невозможно.

На восьмерых только шесть единиц оружия – значит, у кого-то оно было, а у кого-то нет, но в нападении на правоохранителей обвиняют всех

Вопросы возникли и к взрыву обвиняемыми гранаты РГД-5. Потерпевший полицейский Сальмурзаев показал на допросе, что она взорвалась на расстоянии нескольких метров между ним и ВАЗ-2107, при этом на машине нет ни одного следа от поражающих элементов. У потерпевшего полицейского Малаева, получившего сотрясение головного мозга и осколочное ранение груди, полностью уцелела одежда – на ней нет повреждений и даже химических следов от взрыва. А по версии следствия, потерпевший от сильной ударной волны упал навзничь и потерял сознание.

Ответственность обвиняемых в деле также не персонифицирована. На восьмерых только шесть единиц оружия – значит, у кого-то оно было, а у кого-то нет, но в нападении на правоохранителей обвиняют всех.

Эскадроны смерти

Если по выводам экспертиз расстрел погибших произошел не на проселочной дороге между Герзелем и Энгель-Юртом (или, по крайней мере, не при обстоятельствах официальной версии. – Прим. ред.), то где? Родные обвиняемых доказывают: их похитили за несколько дней до этого и могли убить в другом месте, неумело инсценировав боестолкновение.

Ислам Магомедов, Пахрудин Махаев, Гашим Узданов и один из Шамилей Джамалутдиновых похищены 28 сентября 2016 года, когда на старенькой "Газели" ездили за цементом в Каспийск. Взволнованные исчезновением родственники обратились в Советское РОВД Махачкалы. При этом детализация местонахождения смартфонов похищенных указывала, что вечером 28 сентября они находились в Махачкале рядом со зданием Центра по противодействию экстремизму МВД.

4 октября на станции технического обслуживания автомобилей в Хасавюрте были похищены Клыч Клычев, Госен Госенов, братья Камиль и Шамиль Джамалутдиновы. По словам работников СТО, их забрали приехавшие на черной Toyota Land Cruiser 100 четверо молодых людей.

На следующий день несколько десятков родственников пропавших собрались на площадке в центре Махачкалы, требуя от властей ответов. Полиция попыталась их прогнать, но на встречу вышел вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров. Полиция заявила, что похищенные "не у них", и родные подали заявления в Следственный комитет России. 7 октября – за день до официального боестолкновения – возбуждены уголовные дела о похищении восьмерых дагестанцев.

За неделю до инцидента на проселочной дороге в Гудермесском районе правозащитный центр "Мемориал" (в России организация признана иностранным агентом, "Мемориал" с этим не согласен. Сейчас Генпрокуратура добивается в Верховном суде его ликвидации. – Прим. ред.) писал: в сентябре этого года в Дагестане и Чечне произошел ряд довольно дерзких похищений. У родственников нет сомнений, что их близкие были похищены представителями силовых структур. Есть опасения, что как минимум трое из них уже убиты и представлены по хорошо известному сценарию боевиками, оказавшими сопротивление силовикам.

Правозащитники утверждают, что тогда в республике произошел всплеск активности так называемых "эскадронов смерти" – групп силовиков, которые задерживают несколько связанных друг с другом людей, а затем объявляют их ликвидированными при оказании сопротивления.

Так и в этом случае – уже задним числом выяснилось, что пятеро из восьми обвиняемых состояли на профилактическом учете в Центре по противодействию экстремизму МВД Дагестана как "приверженцы религиозно-экстремистского течения "ваххабизм".

Дошли до Москвы и Страсбурга

Похитители открыто вели себя как представители правоохранительной системы при задержании преступника

"Заявители утверждают, что к насильственным исчезновениям их родственников причастны агенты государства, которые похитили их и затем казнили путем инсценировки боестолкновения в результате спецоперации Похитители и их автомобили схожи по описаниям разных свидетелей в двух разных эпизодах похищений Похитители были вооружены и в масках , открыто вели себя как представители правоохранительной системы при задержании преступника", – говорится в жалобе, направленной в Европейский суд по правам человека.

До середины 2017 года родные обвиняемых не могли получить доступ к материалам уголовных дел, после – значительная часть материалов все равно оказалась для них недоступна – отказы следователя пришлось оспаривать в судах.

10 марта 2020 года Верховный суд Чечни постановил прекратить уголовное дело по обвинению Госена Госенова, Камиля и Шамилей Джамалутдиновых, Клыча Клычева, Ислама Магомедова, Пахрутдина Махаева и Гашима Узданова по обвинению в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном обороте оружия в связи с их смертью по нереабилитирующим обстоятельствам. 14 июня 2020 года Третий апелляционный суд в Сочи оставил это постановление в силе, но в октябре судебная коллегия Верховного суда России отменила апелляционное определение, вернув дело на новое рассмотрение. 26 ноября Третий апелляционный суд согласился с доводами защиты и отменил уже постановление Верховного суда Чечни, вернув дело в Грозный.

Параллельно в Европейском суде по правам человека коммуницирована жалоба на неэффективное расследование похищения этих же дагестанцев силовиками.

Адвокаты и правозащитники в РФ отмечают, что часто те, кого выдают за боевиков, на судах заявляют, что во время предварительного следствия давали показания под пытками.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG