Ссылки для упрощенного доступа

Возродится ли осетинский кинематограф?


Кинорежиссёр, кинодокументалист и актёр Аким Салбиев
Кинорежиссёр, кинодокументалист и актёр Аким Салбиев

Известный режиссер рассуждает о перспективах кинематографа в Северной Осетии

"Кавказ.Реалии" писал о том, как бесславно закончился Год кино в Северной Осетии: деньги, выделенные на съемки фильмов, просто потерялись, а возрождение осетинского кинематографа осталось таковым только на словах. Поддержки Минкульта не добились ни молодые режиссеры, снимающие кино на свои средства для европейских кинофестивалей, ни мэтры кинематографа, такие, как самый известный в России осетинский режиссер Аким Салбиев. В интервью "Кавказ.Реалии" он рассказал о том, как непросто кинорежиссерам приходится в современной России.

- Аким, какова система распределения грантов для кино в России? Насколько она прозрачна?

- Скажу прямо – система эта совсем даже непрозрачна. Все эти конкурсы и питчинги – это полная фикция. Кулуарные игры и телефонное право. Византийское право, если хотите. Новейшая система распределения грантов, это мёртворождённая, вредная и неверная история.

Фонд кино и Департамент кинематографии Минкульта России ежегодно распределяют по два с половиной миллиарда рублей... И где эти фильмы и блокбастеры, которые получают финансирование? Так называемые мейджеры потерпели полный крах.

Я за то, чтобы вновь вернуться к структуре Государственного комитета по кинематографии, как к отдельному министерству. Так было почти сто лет. И сегодня, только личная ответственность и авторитет видных мастеров кино, имеют право на запуск любого фильма. И тогда никто не захочет разрушать свою профессиональную репутацию.

- Насколько реально получить гранты без знакомств и без откатов?

- Думаю, что сегодня это совершенно невозможно. И даже в этой категоричности меня сам Бог простит и поймёт. Об этом столько написано, рассказано и снято неэфирных документальных фильмов. Все всё знают и молчат. Даже высшие эшелоны власти.

- Сталкивались ли Вы лично с проблемами при поиске финансирования?

- Государственное финансирование я получил единожды на фильм "Одиннадцать писем к Богу" в 2003 году. Деньги же дали только через три года. После фильма мой гонорар как автора сценария, режиссёра и продюсера составил ту сумму, на которую я в дальнейшем снял несколько документальных фильмов – то есть, на свои личные деньги.

Деньги на кино без связей найти очень трудно. Умные, продвинутые люди поговаривают, что надо быть в тайных сообществах, ложах и синдикатах, чтобы тебя поддерживали сильные мира сего.

- Аким, больной для Вас вопрос: что всё-таки произошло с Годом кино в Осетии?

- А ничего не произошло! Правительство не стало выполнять указ главы республики о выделении гранта. Равно, как и мэр Владикавказа, как говорят, спустил "на тормозах" всю историю. Это лишь мягкое объяснение ситуации. Но я надеюсь, что скоро на столе у президента России окажутся все эти документы, ответы и вся переписка. Они думают, что я с ними в бирюльки играю!

- Почему Ваш проект "Владикавказ, я люблю тебя!" так и остался неосуществленным?

- Власть имущие, и так называемые бизнесмены, не являются хозяевами своих обещаний и слов. И это всегда заметно в маленьком субъекте Федерации. Сколько было клятв, биений в грудь…(смеётся) Бесславные, чьё время прошло, закатали свою совесть в асфальт. Поэтому сегодня им не стыдно. А для меня это страшно. Время изменилось и люди становятся хуже и хуже.

- И всё-таки, какая сейчас ситуация с осетинским кинематографом, так известным в советское время? Есть ли в Осетии кино?

- В Осетии кино было. И очень достойное. Конкурентоспособное. Документальное и художественное. Но оно всё осталось в советском прошлом – то, что принято сегодня хаять, не создав ничего нового за четверть века. Да, есть несколько удачных работ, но этого мало. Их должно быть в разы больше.

- Что можно сделать для возрождения осетинского кинематографа, думаю, знаете только Вы.

- Может, это не скромно, но это действительно так. Я знаю. Но никто не даст такого права. Ибо должна быть воля руководства, которому Президент России Путин доверил выполнение своих поручений. То есть, попросту говоря, нанял их за государственные деньги служить интересам народа. Только знают ли они интересы народа? Понимают ли его?

XS
SM
MD
LG