Ссылки для упрощенного доступа

Убитые в Чечне дагестанцы: Европейский суд назначил компенсации родственникам жертв


После предполагаемой спецоперации, в которой были убиты 8 человек из Дагестана, Чечня, октябрь 2016 года. Скриншот с видео ютьюб-канала ЧГТР "Грозный"
После предполагаемой спецоперации, в которой были убиты 8 человек из Дагестана, Чечня, октябрь 2016 года. Скриншот с видео ютьюб-канала ЧГТР "Грозный"
Эту статью можно прочитать и на чеченском языке

Европейский суд по правам человека признал нарушения в расследовании похищения и убийства восьми жителей Дагестана. Их расстреляли как предполагаемых боевиков в Чечне осенью 2016 года.

10 января ЕСПЧ рассмотрел дело "Гасанова и другие против России" и установил, что правоохранительные органы не доказали, что убитые жители Хасавюрта были боевиками и напали на силовиков. По мнению суда, огонь на поражение не был необходим, а "действия властей в отношении планирования, контроля и проведения операции были достаточными для защиты жизни" погибших.

В итоге ЕСПЧ назначил компенсацию в 609 тысяч евро 27 родственникам убитых. Это почти 45 миллионов рублей по актуальному курсу.

Сперва пропавшие, затем виновные

Вечером 28 сентября 2016 года Ислам Магомедов, Гашим Узданов, Пахрудин Махаев и Шамиль Джамалутдинов выехали из Манаса в Каспийск. Они сообщили о скором приезде друзьям, но не доехали до них. Их родные обратились в Советское РОВД Махачкалы. Впоследствии детализация звонков установила: в день исчезновения их смартфоны находились рядом со зданием Центра по противодействию экстремизму МВД.

Спустя неделю со станции технического обслуживания автомобилей в Хасавюрте похитили Госена Госенова, Камиля Джамалутдинова и его брата Шамиля (полный тезка другого пропавшего без вести. – Прим. ред.), Клыча Клычева. По словам работников СТО, их забрали четверо людей, которые приехали на черной Toyota Land Cruiser.

Через несколько дней около сотни родственников пропавших собрались на центральной площади Махачкалы, требуя от властей ответов. Полиция пыталась прервать несанкционированную акцию, но к митингующим вышел вице-премьер республики Рамазан Джафаров. Полиция заявила, что похищенные "не у них", и родные подали заявления в Следственный комитет России. 7 октября – за день до официального боестолкновения – ведомство возбудило уголовные дела о похищении восьмерых дагестанцев.

В ночь на 9 октября 2016 года, согласно версии МВД, между селами Герзель и Энгель-Юрт чеченские силовики попытались остановить для проверки машины ВАЗ-2107 и ВАЗ-2114, но их водители и пассажиры якобы открыли автоматный огонь и бросили гранату. Ранения получили четверо полицейских, а автомобили "боевиков" полностью сгорели. Для установления личностей погибших потребовалась ДНК-экспертиза.

На следующее утро глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал подробности: расстрелянные якобы несколько месяцев готовили диверсии, в том числе на выборах в Госдуму. Силовики знали об их планах и были готовы к визиту. Политик сообщил: среди убитых был находившийся в федеральном розыске "амир равнинной части Чечни" Али Демильханов.

О его убийстве чеченские силовики отчитывались неоднократно: в 2012 году МВД Чечни идентифицировало как Демильханова одного из погибших при самоподрыве у входа в магазин "Военторг" в Октябрьском районе Грозного. В августе 2015 года его же пытались задержать в Хасавюрте, но он якобы ранил двух правоохранителей и скрылся.

Уже после того, как Кадыров объявил о его смерти в октябре 2016 года, украинский журналист Юрий Бутусов называл Демильханова в числе чеченцев, в сентябре 2017 года прорвавшихся через российско-украинскую границу в Курской области.

Европейский суд сделал вывод о причастности к смерти дагестанцев "агентов государства" (так в решениях ЕСПЧ называют сотрудников национальных правоохранительных органов. Прим. ред.) и необоснованности применения силы, но не стал вникать в вопросы их похищения, отмечает работавший по этому делу в период следствия и участвовавший в подготовке жалобы в ЕСПЧ адвокат Шамиль Исаев.

Семь лишних автоматов

В 2020 году суд признал восьмерых жителей Дагестана виновными по всем статьям обвинения, но прекратил уголовное дело в связи с их смертью.

В ноябре 2021 года Третий апелляционный суд Сочи отменил постановление Верховного суда Чечни на основании доводов представлявшего интересы семей погибших дагестанцев в российских судах адвоката Андрея Сабинина. Защитник указывал на противоречия в показаниях свидетелей и потерпевших.

По их словам, стрельба велась в основном по автомобилю ВАЗ-2107, который двигался первым. В то же время на нем зафиксировали только 23 пулевых повреждения, а на "четырнадцатой" – 113. В ходе допросов силовики утверждали, что стреляли из положения лежа, однако экспертиза установила, что пулевые отверстия сделаны с высоты человеческого роста, указывает адвокат.

Сабинин также рассказывал редакции Кавказ.Реалии, что полицейские Эльмурзаев, Долгуев и Джамалдаев на допросе утверждали, что стреляли по автомобилям, но ни одна из найденных на месте происшествия гильз не выпускалась из их табельного оружия.

Он указывает: по версии следствия, "боевики" взорвали гранату, при этом на "семерке" нет следов от поражающих элементов, а на одежде якобы пострадавшего полицейского – повреждений и следов от взрыва.

Кроме того, не персонифицирована ответственность за покушение на жизнь силовиков, так как на восемь убитых дагестанцев приходится только шесть обнаруженных рядом с машинами единиц оружия, утверждает Сабинин.

"Ни одна экспертиза не установила принадлежность семи автоматов, гильзы от которых нашли на месте происшествия. Это оружие просто отсутствует в деле. Но получается, потерпевшие и свидетели врут: кроме них в месте "боестолкновения" было еще семь вооруженных людей, которые выстрелили 132 раза", – рассказывал в интервью редакции Кавказ.Реалии Сабинин.

В итоге дело вернули на новое рассмотрение в Верховный суд Грозного. С января 2022 года там прошло порядка 40 заседаний, но примерно в половине случаев они откладывались из-за неявки свидетелей.

Адвокат Шамиль Исаев констатирует: после выхода России из обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод рычагов воздействия на нее не осталось.

"Если судья [во время пересмотра дела] посчитает, что права семей погибших нужно восстановить, он это сделает. Если нет, все останется по-прежнему", – подытожил адвокат.

Последняя надежда

"У нас остаются обязательства перед доверителями, поэтому "Правовая инициатива" продолжает представлять их интересы и после выхода страны из-под юрисдикции ЕСПЧ", – пояснил Кавказ.Реалии работающий по исполнительным производствам постановлений Европейского суда адвокат "Правовой инициативы" Григор Аветисян.

Юрист подчеркивает, что положения принятого в прошлом году закона о неисполнении решений Европейского суда по правам человека размыты и неясны. При этом ЕСПЧ выразил готовность рассматривать жалобы по нарушениям, допущенным до 16 сентября 2022 года, когда Россия окончательно перестала быть стороной конвенции.

"Механизм Совета Европы всегда был последней надеждой для заявителей, когда они не могли добиться правосудия на национальном уровне", – отмечает адвокат.

Аветисян добавил, что дела из регионов Северного Кавказа "традиционно составляют самую значительную группу дел" среди всех, которые ведет "Правовая инициатива".

  • Россию исключили из Совета Европы 16 марта из-за начала полномасштабного вторжения в Украину. В ответ Москва решила не исполнять постановления ЕСПЧ, вынесенные после этой даты. Соответствующий закон президент России Владимир Путин подписал 11 июня.
  • Россия лидировала по количеству жалоб в ЕСПЧ. На нее приходилось 25,2% от общего числа заявлений. На втором месте Турция (15,5%), на третьем – Украина (14,8%).
  • Правозащитники украинской экспертной группы "Сова", а также Центра защиты прав человека "Мемориал" рассказывали Кавказ.Реалии, что не имеют доступа к большинству "террористических" уголовных дел, поэтому не могут оценить правдивость выдвинутых обвинений. В тех немногих случаях, когда информация все-таки становится доступна, юристы зачастую выявляют существенные нарушения и фальсификации.
  • Получивший политическое убежище в Европе бывший сотрудник УФСБ Дагестана Эмран Наврузбеков в интервью сайту Кавказ.Реалии рассказал, как фабрикуются "террористические" дела в Дагестане.
  • В августе 2016 года в Шамильском районе Дагестана силовики расстреляли братьев-пастухов Гасангусейна и Наби Гасангусеновых. Их семье заявили, что погибшие были террористами. Спустя шесть лет родные убитых пастухов доказали непричастность Наби и Гасангусейна к бандподполью, но никто из причастных к их смерти силовиков до сих пор к ответственности не привлечен.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG