Ссылки для упрощенного доступа

Сложная российская реальность требует сложных решений


Северный Кавказ сегодня, 5 апреля

Многие, включая кавказцев, продолжают обсуждать взрыв в петербуржском метро. Мнения среди последних различны, так же, как и среди остальных граждан России. Некоторые призывают к сплочению и борьбе с “непобедимым существом - Франкенштейном, собранном в том числе и из россиян”. Другие говорят с подозрением: “Каждый раз, когда в стране возмущения народных масс, митинги и демонстрации, вдруг происходят террористические акты либо начинается война”.

Взрыв в метро Санкт-Петербурга помимо всего прочего показал, насколько быстро российская реальность усложнилась за последние годы. Один из основных подозреваемых наспех назначенный на роль террориста, оказался этническим русским, который не имел отношения к взрывам. Русский мусульманин Андрей Ильяс подошел под описание террориста только своим характерным одеянием и бородой. Шельмованию по разного рода внешним признакам поспособствовали некоторые СМИ и общественные деятели, но в общем и целом, кажется организованной кампании против каких-то групп пока еще не было.

Ни одежда, ни религия, ни национальность уже давно не являются надежными маркерами политического экстремизма. Тем более странной политики придерживаются власти, которые преследуют людей за мысли. Так, по крайней мере, утверждают специалисты из центра “Сова”, которые говорят об организации “Хизб ут-Тахрир” (“Исламская партия освобождения”): “Да, это действительно радикальная исламистская организация, да, они хотели бы установить шариат, но хотеть можно чего угодно: считать что-то идеалом жизни – это одно, а вести террористическую деятельность – это совершенно другое”. За свои мысли, эти люди, между прочим, получают по 20 лет тюрьмы.

Между тем Северный Кавказ сейчас, как никогда, охвачен своей собственной эпопеей – борьбой дальнобойщиков за лучшие условия труда. Водители бастуют сейчас в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. Сразу двое глав республик, Северной Осетии и Дагестана отреагировали на забастовку. Правда, не совсем понятно, как они могут повлиять на отмену федеральной системы сбора платежей “Платон”, против которой протестуют предприниматели. По всей видимости, Москва приказала главам регионов прикрыть федеральные власти от огня критики. В Карачаево-Черкесии дальнобойщик, пожелавший остаться неназванным сказал: "На нас выходили власти, в том числе силовые структуры. Начиная от МВД, кончая ФСБ и "шестым отделом". Меня лично тоже дергают до сих пор".

Дальнобойщики, тем не менее, пока держаться. Возможно, они такие стойкие, потому что являются не просто водителями грузовиков, а предпринимателями, которые отстаивают свои права. Некоторые из них уже перешагивают международные границы в своем возмущении: “Зарплаты – африканские, а штрафы – европейские!” - говорят некоторые из них.

Южнее Кавказа (но не в Африке) черкесы надеются получить союзника в лице главы государства. Глава Турции Реджеп Эрдоган готовится к референдуму 16 апреля. В случае одобрения избирателями, он сможет существенно расширить свои полномочия. Эрдоган рассчитывает, в том числе и на поддержку черкесской диаспоры. Черкесские активисты, в свою очередь, хотели бы расширения использования черкесского языка в Турции, включая обучение в школах, СМИ на черкесском языке и т.д. Протянется ли взаимный интерес черкесов и Эрдогана далее референдума остается пока открытым вопросом. Ждать осталось недолго.

XS
SM
MD
LG