Ссылки для упрощенного доступа

Рубят на корню


"Черные лесорубы" Северной Осетии охотятся за ценными породами деревьев. Однако вместо оплаты за свою работу они чаще всего получают уголовную статью. В министерстве природных ресурсов и экологии утверждают, что факты незаконной вырубки леса в республике не только стопроцентно выявляются, но и стопроцентно наказываются.

Самая ценная для браконьеров древесина в Осетии – это восточный бук. Он даже особым образом маркируется, когда вывозится за пределы республики. Такие же ценные дуб и ясень у браконьеров почему-то спросом не пользуются. Зато они обращают внимание на граб и на клен.

Как рассказывает главный специалист-эксперт Министерства природных ресурсов и экологии Северной Осетии Алан Доев, в этом году у ведомства улучшилось взаимодействие с правоохранительными органами, в результате чего работа по поимке преступников стала более продуктивной.

Всего за первое полугодие минприроды составило 69 административных протоколов, в общей сложности взыскав с лесорубов почти 300 тысяч рублей. Были и уголовные дела: по семи из них уже вынесены судебные решения. Кроме возмещения ущерба, браконьеры в большинстве случаев получили условные сроки.

В Управлении МВД по Северной Осетии "Кавказ.Реалии" рассказали, что с их стороны в основном за законностью делянок следят участковые. Только за последние полгода они выявили факты для возбуждения 18 уголовных дел по статье 260 УК РФ "Незаконная вырубка леса".

"В основном незаконной вырубкой леса у нас занимаются местные жители из районов республики, - рассказал "Кавказ.Реалии" Доев. - Большинство протоколов у нас составлено в Пригородном и в Кировском районах. Однако древесину им заказывают не местные предприятия: она уходит за пределы республики, в основном в Майкоп".

Сейчас преступникам стало сложнее: до 1 июля в законе была лазейка, о которой многие из них знали. Ответственность распространялась только за перевозимые кругляки дерева, а если же прямо в делянке изготавливались доски, то от ответственности можно было спокойно уйти.

Теперь же вся древесина отслеживается специальной системой, наподобие той, которой пользуется Росалкогольрегулирование. Правда, установление законности спиленной древесины - пока что слишком сложная проблема для многих ведомств: минприроды только начинает налаживать контакт с теми же таможенниками, которые могут отследить вывоз дерева из республики.

"По данным всемирных экологических организаций, ежегодно вырубается несколько десятков миллионов гектаров леса, - рассказывает руководитель Общественной экологической приемной, член Общественной палаты Павел Гукасян. – В Армении было вырублено в 90-е годы 30% насаждений, так как не было электричества. В результате изменился климат, он стал резко континентальным, а в горах стали чаще происходить оползни. Для Осетии проблема вырубки леса пока актуальна не настолько, но за ней надо следить".

По словам Гукасяна, особую опасность представляет не промышленная вырубка, а вырубка под частные застройки. Также эколог считает, что большинство браконьеров, будучи сельскими жителями, не видит ничего противозаконного в порученной им работе, поэтому охотно соглашается на "шабашку", которая потом приводит на скамью подсудимых.

В общей сложности ущерб республике от вырубки леса только за одно полугодие 2017 года составил почти миллион рублей. По сравнению с общероссийскими данными, где общая сумма ущерба составляет около 11 миллиардов, это копейки.

Однако в том-то и дело, что из-за горного рельефа и маленькой площади в Осетии не так уж и много лесов, большая часть которых находится на территории национальных заповедников.

Кроме того, зеленые насаждения вырубаются и в населенных пунктах: в мае этого года с разрешения администрации был срублен десяток полувековых голубых елей в самом центре Владикавказа.

XS
SM
MD
LG