Ссылки для упрощенного доступа

Песнями и плясками против экстремизма


Большинство дагестанских экстремистов размещали в соцсетях видео с запрещенным контентом, утверждают правоохранители
Большинство дагестанских экстремистов размещали в соцсетях видео с запрещенным контентом, утверждают правоохранители

Почему Дагестан - в лидерах по числу преступлений, связанных с экстремизмом?

В Дагестане житель Хасавюрта предстанет перед судом за призывы к экстремизму. Он разместил в соцсети несколько видео, "содержащие побуждения к негативным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку отношения к религии", говорится в пресс-релизе республиканской прокуратуры. Ему грозит до шести лет лишения свободы.

По статье 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности – в Дагестане дела возбуждаются чуть ли не через день. Например, ранее на 1,6 года осудили жителя Тарумовского района, до этого условный приговор на два года вынесли уроженцу города Дагестанские Огни, аналогичный вердикт получил еще и житель Махачкалы.

Подобных дел – десятки. И практически все они как из-под копирки: "совершил публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием сети интернет". И по этим преступлениям Дагестан занимает первое место среди российских регионов. На конец июля, согласно статистике Генпрокуратуры, в республике зарегистрировали 32 правонарушения. На втором месте – Ростовская область и Москва, на оба субъекта приходится по 19 дел, третья позиция – у Пермского края с 14 делами.

Буйнакский адвокат Зарема Гаджиева сетует, что все эти дела – результат "палочной системы", когда правоохранители вынуждены показывать результаты работы: "Они просто заняты пополнением базы преступлений, чем больше – тем лучше. Им за это премию выпишут, начальство похвалит, по службе продвижение обеспечено будет. В прошлом году три дела были у меня. Один и тот же следователь вел. Говорю ему: ты хотя бы местами поменяй слова в деле в документах, а то ощущение, что по трафарету имена ставишь".

Ее коллега, Мурад Гаирбеков из Кизляра, жалуется, что следователи иногда даже не изучают, о чем именно в видеоролике говорится: "У моего подзащитного в обвинительном заключении говорится, что он ролик разместил с выступлением известного радикального исламского проповедника. Да, он разместил. Да, у того проповедника множество выступлений с призывом к джихаду. Но в данном конкретном случае речь шла о видео, в котором говорилось, что утренний намаз грешно пропускать. И все. Ничего в нем другого не было".

В дагестанском МВД претензии, озвученные адвокатами, отвергли. "На мой взгляд, в этом направлении даже идет недоработка. На самом деле преступлений больше, просто до всех руки не доходят, нет элементарно времени. А если там следователи что-то нарушают, то пусть жалуются. Для этого у них есть все возможности", - говорит представитель министерства, попросивший не указывать должность и имя.

Но если экстремистов намного больше, значит ли это, что в республике власти в чем-то не дорабатывают?

"Посмотрите, сколько мероприятий в духе 'мы против терроризма и экстремизма' проводится в Дагестане. А заседаний чиновников сколько? Вся проблема в том, что это все пустословие, все эти совещания – ни о чем", - возмущается сотрудник местной правозащитной организации Зубаир Микаилов.

В одном последний собеседник точно прав: в регионе несколько раз в год проходят форумы или же конференции, где обсуждают профилактику терроризма и экстремизма.

Например, 18 сентября в Махачкале должен состояться культурно-просветительский молодежный форум "Мы не хотим бояться за наше завтра". Заявлено, что его участниками станут более 1000 человек.

"С выступлениями антитеррористической направленности к молодежи обратятся известные дагестанские солисты, артисты дагестанской филармонии, а также представители активной творческой учащейся молодежи", - говорится в пресс-релизе Минкультуры.

Наверное, певцы и танцоры знают толк в профилактике экстремизма.

XS
SM
MD
LG