Ссылки для упрощенного доступа

Ингушская пыточная


Несмотря на громкое уголовное дело о пытках в Центре по противодействию экстремизму МВД по Ингушетии, в отделении ведомства продолжают избивать задержанных. Еще два жителя республики жалуются на истязания.

В минувшие выходные в Назрани были задержаны Магомед Оздоев и Хасан Эсмурзиев. Оба заявляют, что им подбросили оружие, а потом пытали в местном отделении Центра по противодействию экстремизму, сообщает правозащитный центр "Мемориал".

По словам жены Оздоева – Танзилы, утром 29 июля их дом окружили несколько десятков человек, в основном, в камуфляжной форме и масках. У них провели обыск, который по словам женщины, продолжался менее часа и велся "формально". В результате в тумбочке с вещами Танзилы якобы нашли гранату. Позже в доме обнаружили и пистолет.

Супругов доставили в отделение ЦПЭ, но Танзилу вскоре отпустили. Только на следующий день к Оздоеву допустили адвоката. Магомед сообщил, что во время допроса в ЦПЭ его пытали током, душили, надев пакет на голову, угрожали убийством, "требуя признать, что найденное в его доме оружие принадлежит ему".

Хасана Эсмурзиева, который известен благотворительной деятельностью, задержали 30 июля. Все проходило по схожему сценарию: утренний визит силовиков, формальный обыск и обнаруженные под матрасом граната и пистолет.

По словам жены Эсмурзиева, один из силовиков признался ей, что Хасан навлек на себя гнев видеообращением, в котором он пристыдил людей, отказавшихся на время погребальной молитвы выключить громкую музыку для репетиции Дня республики.

Эсмурзиев также пожаловался на пытки в ЦПЭ.

В итоге обоим мужчинам предъявили обвинение по статье 222 УК РФ (хранение оружия и боеприпасов). Их арестовали на месяц.

Между тем в республике продолжается расследование уголовных дел в отношении шести сотрудников ЦПЭ, в том числе и бывшего начальника ведомства Тимура Хамхоева, которых обвиняют в применении пыток.

Однако местные жители продолжают жаловаться на незаконные действия сотрудников Центра "Э".

"Чтобы пытки не повторялись, нужно всегда и всех виновных привлекать к ответственности. Ведь на ЦПЭ жаловались давно, и при начальнике Хамхоеве, и при его предшественнике", - считает глава правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов.

Правозащитник также отмечает слабую работу отдела собственной безопасности МВД, который должен следить за соблюдением законности сотрудниками полиции. Это можно понять по тому, как мало сотрудников понесли ответственность, несмотря на огромное количество жалоб.

"Очень часто надзорные органы отвечают, что факт пыток не подтвердился. Ведь и этих сотрудников ЦПЭ задержали не за пытки и убийства, а за вымогательство, только потом начали предъявлять обвинения в совершении других тяжких преступлений. Но и в такой ситуации руководитель республики вместо того, чтобы добиваться прозрачности, или хотя бы воспользоваться возможностью демонстрации политической воли, мол, сажаем полицейских-преступников, несмотря на их чины и должности, навещает их в СИЗО, а это уже акт поддержки. Это порождает сомнения, что все может сойти им с рук", - говорит Муцольгов.

Он напоминает о деле Зелимхана Читигова, которого в 2010 году пытали в ОВД города Карабулак. Несмотря на то, что Зелимхан указывал на нескольких сотрудников, осудили лишь заместителя начальника ОВД Илеса Нальгиева. Но были и случаи, когда виновных и вовсе не устанавливали. Так, убийство в Малгобегском РОВД Мурада Богатырева в 2007 году и Тимура Толдиева в 2013-м списали на сердечный приступ.

Это приводит к тому, что люди, не веря власти и правоохранительным органам, берут разбирательство в своих руки. Например, полицейскому, убившему в 2008 году оппозиционера и журналиста Магомеда Евлоева, назначили наказание лишь в виде ограничения свободы. В итоге спустя два года он был застрелен неизвестным.

За всеми этими пытками в отделениях полиции вырисовываются две важные проблемы: вседозволенность и безнаказанность, подчеркивает Муцольгов.

"С 2002 года в Ингушетии было похищено 226 человек, ни одно дело не раскрыто. Это порождает недоверие среди простых людей", - резюмировалт правозащитник.

XS
SM
MD
LG