Вопрос насилия над чеченскими женщинами, как внутри региона, так и за его пределами, остается острым и актуальным. Истории уроженок республики, подвергшихся преследованиям, насилию и убийствам, свидетельствуют о глубоких системных проблемах, связанных с "традициями", семейным контролем и отсутствием эффективной правовой защиты. Даже за границей они не находят полной безопасности.
Айшат Баймурадова
Вывезенная в начале 2025 года из Чечни в Армению 23-летняя Айшат Баймурадова была найдена убитой в Ереване. Оба подозреваемых по этому делу связаны с властями Чечни.
Айшат Баймурадову, которую с детства избивал отец, в 20 лет без согласия выдали замуж за незнакомого 29-летнего мужчину. Насилие продолжилось в браке, Баймурадова решилась бежать в Армению, где устроилась на работу и стала активно критиковать кадыровский режим в соцсетях. 15 октября Айшат Баймурадова ушла на встречу с новой знакомой Кариной Иминовой и не вернулась. Через четыре дня ее нашли мертвой.
Полиция Армении по камерам наблюдения обнаружила двух человек, которые выходили из квартиры, где нашли тело беглянки, – это упомянутая выше Иминова и судимый по делу о финансировании терроризма уроженец Чечни Саид-Хамзат Байсаров, с которого в 2019 году сняли все обвинения.
По информации "СК SOS", Карина Иминова лгала о своем происхождении, посещала Чечню, встречалась с другими уехавшими из республики и может быть связана с людьми из окружения Кадырова. Сейчас Иминову не могут найти родственники, рассказал директор кризисной группы Давид Истеев в шоу "Живой гвоздь". Правозащитник предполагает, что Иминова может быть убита, как лишний свидетель. Подтверждения этой информации нет.
Тело Айшат Баймурадовой до сих пор не передано родственникам для захоронения – они не отвечают на запросы властей Армении.
Алия Оздамирова
Сбежавшая из Чечни 33-летняя Алия Оздамирова была обманом или насильно вывезена из Грузии в Россию и, вероятно, убита, сообщили в кризисной группе "СК SOS" в ноябре 2025 года.
Алия Оздамирова – дочь ныне покойного Усмана Оздамирова, который был приближенным главы Чечни Рамзана Кадырова и в разные годы занимал должности руководителя Гудермесского района и замминистра республики по физкультуре и спорту. После смерти отца девушка столкнулась с насилием со стороны братьев, связанных с властями республики. Причиной конфликта, по их данным, могла быть предпринимательская деятельность Оздамировой; по другой версии – ее сексуальная ориентация.
В начале ноября Оздамирова находилась в Грузии и планировала вылет в третью страну, но ее дядя Али Асаев, который якобы является представителем Ичкерии в Азербайджане, имеет связи с криминалом и что с ним ранее пытался встретиться Кадыров, убедил беглянку отложить поездку. Асаев вызвался сопровождать племянницу, несмотря на предупреждения правозащитников о возможном обмане, она согласилась.
В итоге 9 ноября Оздамирова оказалась в России. 12 ноября в Чечне состоялись ее похороны. Родственники заявили о естественных причинах смерти, но друзья и правозащитники считают, что она стала жертвой "убийства чести".
Лариса Арсанукаева
В 2025 году еще одна трагедия произошла в чеченской семье во французской Ницце: Лариса Арсанукаева, мать семерых детей, была убита бывшим мужем после многолетнего бытового насилия. Бывший супруг, уроженец Чечни, напал на Арсанукаеву с ножом, когда она возвращалась домой с детьми. Старшая дочь попыталась защитить мать, но получила ранения. Лариса скончалась, дочь была госпитализирована в критическом состоянии, а нападавший взят под стражу.
Представительница чеченской диаспоры в Ницце рассказала редакции Кавказ.Реалии, что, несмотря на существование в европейских странах кризисных центров, приютов и горячих линий для женщин, а также законов о защите жертв насилия, эти механизмы часто оказываются неэффективными для кавказских женщин, поскольку они зависят от общины, где решения за них принимают мужчины.
Тело Ларисы Арсанукаевой удалось отправить на родину для захоронения только спустя два месяца – этому препятствовала семья убийцы. Согласно французским законам, тело может оставаться в морге больше месяца только в том случае, когда необходимы дополнительные судмедэкспертизы – "чаще всего потому, что кто-то из сторон не согласен со сделанными выводами".
"Такое пренебрежительное отношение к телу действительно может быть частью показательного поведения, которое должно дать всем понять – мы не уважаем эту женщину, нам не нужно ее тело и нам без разницы, что с ним произойдет. Семья продолжает показывать, что женщина принадлежит им – и живая, и мертвая", – пришли к выводу в кризисной группе "Марем".
Чеченские женщины остаются полностью незащищенными, и для этого не обязательно находиться в бегстве, заявила в беседе с редакцией представительница кризисной группы "СК SOS" Александра Мирошникова. По ее словам, даже за пределами Чечни и России они не получают достаточной правовой и институциональной защиты. Ограничения, связанные с семейным контролем и отсутствием действенных механизмов помощи, могут превращать обычную жизнь в ловушку. В результате для чеченских женщин нет безопасности ни в России, ни в странах ближнего зарубежья, ни в Европе.
"Пожалуй, ушедший год можно охарактеризовать как год, когда жизнь стала еще менее безопасной прежде всего для женщин, которые бегут с Северного Кавказа, или живут за рубежом. Потому что к концу года произошли как минимум три случая, когда чеченок убивали за пределами страны или увозили в страну и убивали в Чечне. Это случаи наших подзащитных, Баймурадовой и Оздамировой, и случай бытового насилия во Франции в отношении Ларисы Арсанукаевой, которую убил бывший муж. И во всех этих случаях девушки не были достаточно защищены с точки зрения законодательства стран, каких-то действий со стороны полиции", – сказала Мирошникова.
Седа Сулейманова
Сбежавшая из семьи из-за принуждения к замужеству и постоянных конфликтов с родственниками уроженка Чечни Седа Сулейманова в 2025 году была зарегистрирована в базе МВД как без вести пропавшая. До этого силовики завели уголовное дело об убийстве Седы – по словам ее подруги Лены Патяевой, расследования фактически нет.
Седа Сулейманова сбежала из Чечни в Санкт-Петербург летом 2022 года. Она нашла работу и готовилась к свадьбе со своим молодым человеком. В августе 2023 года в ее дом пришли силовики вместе с кадыровцами – по фиктивному обвинению в краже Седу насильно увезли в Грозный. Последний раз ее видели осенью 2023 года на кадрах с уполномоченным по правам человека в Чечне Мансуром Солтаевым, который уверял, что у девушки нет никаких жалоб и "ей приятно находиться вместе с родными". В этом видео сама Седа не говорит ни слова.
Позже правозащитники кризисной группы "СК SOS" от источников в республике узнали, что Седа Сулейманова стала жертвой "убийства чести", от нее избавились родственники. Сами члены семьи уверяют, что Седа снова сбежала в неизвестном направлении.
Как рассказал директор группы Давид Истеев в интервью телеканалу "Дождь", похищенную могли убить в ноябре 2023 года. Похоронили ее в родовом селе Алхан-Юрт – "за пределами кладбища, как собаку, на окраине дороги".
В марте 2024 года после массовых обращений следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве. Лена Патяева уже больше двух лет добивается расследования подруги, однако правоохранительные органы – как в Петербурге, так и в Чечне – уклоняются от расследования. Регулярные пикеты, в которые выходит Патяева, заканчиваются ее задержанием.
Эльза Солтаева
В феврале 2025 года в Казахстане задержали 24-летнюю уроженку Чечни Эльзу Солтаеву. В кризисной группе "Марем" рассказали, что Солтаева несколько лет терпела систематическое насилие со стороны мужа, за которого ее выдали насильно. Она пыталась уйти, но ее возвращали обратно. Чтобы спасти себя, Солтаевой пришлось оставить двоих детей.
С помощью правозащитников девушка бежала за границу, после въезда в Казахстан ее задержали местные полицейские по заявлению о пропаже, которое написали ее родственники. После общественного резонанса силовики потребовали от Солтаевой письменные объяснения и отпустили ее из отделения.
Лаура Авторханова
В июле 2025 года в Тбилиси похитили Лауру Авторханову, еще одну бежавшую от домашнего насилия уроженку Чечни. Девушку пытались вывезти в Россию ее родственники, несмотря на охранный ордер грузинской полиции. Беглянка успела сообщить свои координаты сотруднику убежища, тот приехал в кафе, где встретил сестру Лауры и пятерых уроженцев Чечни, которые его избили.
Позднее похищенная оказалась в полиции, где от нее требовали написать заявление о добровольном выезде в Россию. Ночью у отдела МВД собрались неравнодушные люди. Через несколько часов Авторханова покинула полицию – после того, как дала показания и ответила на вопросы сотрудников.
По данным кризисных групп "Марем" и "СК SOS", Лаура Авторханова ушла из дома из-за насилия со стороны родственников: ее передвижения контролировали и требовали отдавать все заработанные деньги. После побега семья Авторхановой не оставляла ее в покое, угрозы от родственников поступали даже ее друзьям и знакомым. При содействии адвоката ее удалось снять с розыска и вывезти в безопасное место.
Представительница объединения PeaceWomen Across the Globe в Бельгии правозащитница Фатима Газиева в разговоре с редакцией заявила, что, по ее мнению, уроженки Чечни могут найти больше помощи и защиты от насилия за пределами России. Тем не менее, они продолжают сталкиваться с давлением со стороны диаспоры.
"Это могут быть угрозы за нарушение "традиционных норм" или даже насилие со стороны родственников или единомышленников из диаспоры, что мешает им обращаться за помощью", – говорит Газиева.
По мнению правозащитницы, расширение юридической помощи, программ интеграции и информирование женщин о доступных ресурсах может существенно повысить их безопасность и независимость.
"Женщины, проживающие как в самих республиках Северного Кавказа, так и в диаспоре, нуждаются в постоянном мониторинге ситуации с правами человека и вмешательстве международных структур, чтобы обнаруживать и предотвращать случаи насилия или преследования как со стороны государственных, так и негосударственных факторов", – резюмировала собеседница.
На вопрос о динамике обращений за помощью от женщин из Чечни, пресс-секретарь кризисной группы "СК SOS" Александра Мирошникова ответила, что организация пока не располагает полной статистикой. Однако доля женщин среди обратившихся обычно растет из года в год, а количество запросов значительно превышает возможности правозащитных организаций, чтобы ответить на все обращения.
- Президент Владимир Путин во время своей "прямой линии" 19 декабря назвал "реально правильной" и "хорошей традицией" создание семей детьми. В пример он привел "народы Кавказа" и конкретно семью Кадырова: у них, заявил президент, "выходят замуж и женятся в достаточно раннем возрасте". Глава Чечни назвал слова Путина "большой честью для всех Кадыровых". Помогающие жителям Северного Кавказа правозащитники раскритиковали предложение президента Владимира Путина "брать пример" с семьи главы Чечни и женить детей в раннем возрасте. Они указали, что сам Рамзан Кадыров ранее выступал против ранних браков и что на Северном Кавказе девушек, в том числе несовершеннолетних, часто выдают замуж против воли.
- Домашнее насилие – одна из главных и системных проблем Северного Кавказа. Местные жительницы подвергаются ему со стороны мужей и других членов семьи. Как правило, полиция игнорирует такие преступления, а в случае возбуждения уголовных дел суды выносят минимальные наказания.