Ссылки для упрощенного доступа

Похищен, запытан, убит: кто виновен в смерти похищенного чеченскими силовиками?


Верховному суду Чечни предстоит рассмотреть апелляционную жалобу на приговор 36-летнему таксисту из Грозного Саид-Магомеду Омарову, сознавшемуся в убийстве аптекаря из Хасавюрта Алексея Кардашова.

Кардашов был похищен 14 сентября 2017 года в Хасавюрте сотрудниками Росгвардии и перевезен на его же машине в Чеченскую республику. Больше Кардашова никто не видел.

Омаров был задержан вместе с ним: он покупал у Кардашова "Лирику" и изначально проходил по делу свидетелем. Спустя полгода он поменял показания и стал рассказывать, что их обоих чеченские силовики отпустили вечером того же дня, но затем он подрался с Кардашовым, ударил фармацевта камнем по голове, и тот от полученной травмы скончался. Затем Омаров дождался темноты, вывез труп к Тереку и сбросил в воду, а автомобиль убитого продал на запчасти.

Подозреваемые силовики противоречили сами себе: сначала отрицали даже свой визит в Хасавюрт в день похищения

Сотрудники "Комитета против пыток", представляющие интересы Цили Якубовой, матери Кардашова, убеждены: Омаров оговорил себя под давлением со стороны следствия, покрывающего настоящих убийц, а похищенный умер от пыток. В пользу этого говорит факт, что подозреваемые силовики противоречили сами себе: сначала отрицали свой визит в Хасавюрт в день похищения, а затем, после обнародования уличавших их биллингов, сознались, но лишь в незаконном задержании Кардашова.

В итоге двое из четверых подозреваемых росгвардейцев – Бекхан Абдурашидов и Аслан Дукаев – получили наказание с условным лишением свободы за превышение должностных полномочий.

Нет тела – нет дела?

В приговорах поставлены точки, но осталось много вопросов, ответить на которые могут только дорасследование и пересмотр дела, заявили редакции Кавказ.Реалии юристы "Комитета против пыток" Магомед Аламов и Абубакар Янгулбаев.

Даже сам факт похищения аптекаря сумели доказать лишь потому, что проверкой по заявлению и возбуждением дела занималось следственное управление по Дагестану, а не по Чечне, убежден Аламов: "Мы в апелляционной жалобе просим Верховный суд Чечни отменить приговоры Омарову и полицейским, дать объективную оценку всем доказательствам в деле, потому что мы не считаем оценку, которую дал Гудермесский суд, объективной. На наш взгляд, дело должно быть направлено на дорасследование".

Сейчас Омаров, осужденный на девять лет лишения свободы, дожидается решения апелляционной инстанции в СИЗО Грозного. В то же время, по словам Аламова, двое возможно причастных к похищению аптекаря, находящиеся в розыске Калога Азиев и Алихан Юсупов, живут у себя дома в Чечне.

По нашему убеждению, Кардашев погиб в результате применения насилия

Юрист отмечает, что формальные основания перенести следствие из одного субъекта в другой были: преступление было совершено на территории Чечни местными силовиками.

"После этого дело чудесным образом разделили. И уже спустя несколько месяцев Омаров давал обратные показания. По нашему убеждению, Кардашев погиб в результате применения насилия. Скорее всего, он не выдержал пыток. Наша позиция: Омаров не виновен", – рассказывает Аламов.

По его мнению, решение о похищении Кардашева должно было приниматься на уровне руководства полка вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Чечне, где служили осужденные Бекхан Абдурашидов и Аслан Дукаев.

Мотивом преступления мог служить корыстный интерес, именно поэтому фармацевта ограбили и украли его машину.

Но удивительно, что без трупа дело направили в суд и оно было рассмотрено, добавляет собеседник.

"Возникает вопрос: где тело? Если Омаров говорит, что сбросил его в Терек, то возможно, он его не убил, а тот утонул сам, то есть Кардашев умер не от удара либо была вообще другая причина. Но без установленного подтвержденного факта смерти выяснить это невозможно", – объясняет Аламов.

Обычно человека объявляют умершим только через пять лет безвестного отсутствия, но тут сыграло роль "чистосердечное признание" Омарова.

"Он же сказал, что в момент сбрасывания в реку тело было бездыханным, значит, наверное, поэтому следствие и суд посчитали его вину в убийстве доказанной. Но есть такая поговорка в следственных органах, прокуратуре – "нет тела – нет дела", – подчеркивает Аламов.

Борцы со всеми видами преступности

Абубакар Янгулбаев поясняет, что следствием была проведена ситуационная экспертиза на основании противоречивых показаний Омарова. За основу взяли его признание.

"Мы настаиваем на том, что данной экспертизы и показаний Омарова недостаточно для установления причины смерти. Вместе с тем стоит держать в уме, что данная экспертиза носила вероятностный характер и точно не давала ответ на вопрос о смерти Кардашова", – говорит юрист.

Он также объясняет, почему Дукаев и Абдурашидов, по долгу службы не имеющие отношения к борьбе с наркотиками, отправились задерживать торговца "Лирикой".

Это дело важно и значимо, потому что раскрывает "кухню" подобных похищений и дает ключ к пониманию аналогичных, пока еще не раскрытых эпизодов

"Это частая практика в Чечне. В какой-то степени все силовики, независимо от структуры, занимаются "борьбой с преступностью". Таков общий приказ Рамзана Кадырова, чьё слово в республике выше конституции и федеральных законов России", – говорит Янгулбаев.

Правозащитник напоминает, что в последние несколько лет силовиков в Чечне не привлекали к ответственности по фактам похищений людей. Данное же дело важно и значимо, потому что раскрывает "кухню" подобных похищений и дает ключ к пониманию аналогичных, пока еще не раскрытых эпизодов.

"Теперь есть свежая практика. Но сегодняшний успех в этом деле – ни в коем случае не заслуга следственных и судебных органов Чечни. Наоборот, как раз данные органы способствовали смягчению наказания для виновных сотрудников. Проще говоря, некоторые госслужащие в Чечне сфальсифицировали смягчение наказания для своих коллег-силовиков и не занимаются поиском оставшихся сотрудников, которые виновны в пропаже Кардашова", – отмечает Янгулбаев.

По словам юриста, он и его коллеги все еще не могут получить текст судебного приговора росгвардейцам. Отсутствие документа не позволяет подать апелляционную жалобу на это решение.

Корреспонденту Кавказ.Реалии не удалось получить комментарии управления Росгвардии по Чечне.

XS
SM
MD
LG