Ссылки для упрощенного доступа

Без двора и сада. Потерявшие жилье и доход жители Дагестана 12 лет ждут компенсаций


Старый Ирганай. Почти все сады сельчан затоплены из-за строительства ГЭС на этой территории
Старый Ирганай. Почти все сады сельчан затоплены из-за строительства ГЭС на этой территории

До 2008 года в дагестанском селе Ирганай росли абрикосовые сады. Местным жителям они приносили деньги, которые были для них единственным средством к существованию. Для строительства Ирганайской гидроэлектростанции эти земли затопили, а люди лишились дохода. 28 июля кассационный суд в Пятигорске отказал в удовлетворении жалобы дагестанца, который два года добивается возмещения 32 миллионов рублей упущенной выгоды от продажи абрикос. Ранее районный суд признал его правоту, однако затем это решение было отменено в Верховном суде Дагестана.

  • В 2008 году при наполнении водохранилища Ирганайской гидроэлектростанции были затоплены дома и фруктовые сады жителей нескольких сел Унцукульского и Гергебильского районов Дагестана. Местные жители были вынуждены переселиться к родственникам или в палаточный лагерь, организованный ими же. Больше десяти тысяч человек до сих пор не получили компенсации за потерянное имущество и сады. Ущерб оценивается в 9,5 миллиардов рублей.

Житель наиболее пострадавшего от затопления села Ирганай Алимагомед Жамалудинов обратился в суд с просьбой компенсировать ему доход от сада, который он не получал все эти годы.

В беседе с Кавказ.Реалиями Алимагомед рассказал, что под воду ушли 50 соток с абрикосовыми деревьями, которые кормили его семью.

"Пострадал и мой дом. Он зимой выходит из воды, а летом уходит под воду. Ирганай разрушен полностью. У нас большие потери, больше тысячи гектаров, самые лучшие огороды и пастбища", - говорит Жамалудинов.

Унцукульский районный суд удовлетворил иск Жамалудинова. Он присудил ему компенсацию и признал, что за выплату ответственно федеральное правительство. Однако Верховный суд Дагестана это решение отменил, сославшись на то, что срок исковой давности прошел. Кроме того, он посчитал, что оплачивать потери должен не федеральный бюджет.

"Они намекали на то, что это должно финансировать правительство Дагестана, но дело в том, что водохранилище - федеральная собственность. Это указано в Водном кодексе. Федеральные органы многократно утверждали, что это их обязанность выплатить компенсации за земли. Но суд так не посчитал", - говорит представляющая интересы истца юрист правозащитного центра "Мемориал" Марина Агальцова.

Дело не двигается с места

Еще один пострадавший житель села Ирганай Шамсудин Шамсудинов рассказал Кавказ.Реалиям, что под воду ушел его абрикосовый сад на 37 соток, где росло около шестидесяти деревьев.

Этот сад был главным источником дохода для его семьи. По его подсчетам, с одной сотки удавалось собрать около 350 килограммов урожая. Свой ущерб он оценивает в 30 миллионов рублей.

"Сколько бы мы не обращались к Васильеву [Владимир Васильев, глава Дагестана] или Здунову [Артем Здунов, председатель правительства Дагестана], ни разу с этим вопросом нашу делегацию они не приняли. Когда был Абдулатипов, хотя бы разговоры какие-то шли", - сетует Шамсудинов.

Проблемы с выплатами, отмечает адвокат, возникают на республиканском уровне. Агальцова рассказала, что обращалась в правительство России, которое подтвердило свои обязательства и готовность перечислить компенсации. Однако все упирается в бюджетную заявку, которую не предоставило дагестанское правительство.

"Может, в Дагестане не торопятся, потому что в 2015 году они направляли бюджетную заявку, а ее развернули, сказав: «Представьте, пожалуйста, сопроводительные документы». С тех пор они и не дают новую заявку", - предположила юрист.

Сейчас, по ее словам, готовится коллективный иск местных жителей для обжалования бездействия государственных органов.

"Это вина Дагестана"

Сотрудник администрации Унцукульского района Магомед Алигаджиев говорит, что большую часть из суммы общего ущерба составляет упущенная выгода от садов. На ее возмещение требуется около 5,7 млрд рублей.

Для сравнения, на компенсацию жилья переселенцам нужно 1,9 миллиардов и столько же на завершение строительства временных поселков.

"Все работы должны были завершиться за год до наполнения водохранилища. То, что этого не произошло, - вина правительства Республики Дагестан, это их нерасторопность и нежелание решать проблемы людей", - считает Алигаджиев.

Он уточняет, что лишь в 2012 году, четыре года спустя после затопления, была обозначена итоговая сумма компенсаций.

По словам Алигаджиева, федеральное правительство было готово выплатить все деньги в течении трех лет. Но процесс, как утверждает собеседник, остановился после прихода на пост главы республики Рамазана Абдулатипова. Однако и после того, как руководителем Дагестана стал Владимир Васильев, ситуация не улучшилась.

"К сожалению, глава республики и председатель правительства, которые есть сейчас, не горят желанием слышать о проблемах дагестанцев. Этот вопрос с ними обсудить невозможно, никого не пускают. Мы много раз пытались попасть к ним на прием, отправили десятки писем", - рассказал Алигаджиев.

25 июня пострадавшие послали главе республики письмо с 3300 подписями, в котором просили направить в Москву нужные для выплат документы. Реакции на него до сих пор нет.

В пресс-службе правительства Дагестана не смогли оперативно ответить на вопрос корреспондента Кавказ.Реалий о том, чем вызвана такая задержка с оформлением документов на компенсации, однако пообещали прислать комментарий от специалистов, которые этим занимаются. На момент публикации он получен не был.

XS
SM
MD
LG