Ссылки для упрощенного доступа

"Мотив совершенно абсурдный". Заказал ли бывший вице-премьер Дагестана убийство журналиста Камалова?


Хаджимурад Камалов, фото из архива
Хаджимурад Камалов, фото из архива

Бывшего дагестанского вице-премьера Шамиля Исаева, осуждённого на 4,5 года за махинации, обвинили в заказе убийства учредителя газеты "Черновик" Хаджимурада Камалова. Его застрелили возле редакции вечером 15 декабря 2011 года. Исполнителями убийства, по версии следствия, стали трое местных жителей: Мурад Шуайбов, Магомед Хазамов и Магомед Абигасанов.

Брат убитого журналиста и нынешний учредитель газеты Магди Камалов считает эти обвинения необоснованными. В интервью "Кавказ.Реалии" он рассказал, как пришёл к такому выводу.

- Почему вы не согласны с тем, что Исаев заказал убийство вашего брата?

- Исаев никак не мог заказывать убийство Хаджимурада Камалова Абигасанову (по версии следствия, Исаев заказал убийство Магомеду Абигасанову - ред.). Он боялся Абигасанова. Я уверен, что Абигасанов имеет отношение к ограблению нефтебазы Исаева в 2009 году. Исаев это знал, но он боялся его, и он ему ни слова не сказал. Как может человек, который боялся Абигасанова, тут же просить его убить кого-то? Это нереально.

Я несколько раз говорил, чтобы понять, что Исаев не мог доверить Абигасанову такое, дорасследуйте уголовное дело по грабежу, которое лежит в архиве

Шамиль Исаев в Басманном суде, 2018 год
Шамиль Исаев в Басманном суде, 2018 год

- Каков мотив этого преступления по версии следствия?

- Мотив совершенно абсурдный. Он в том, что Хаджимурад мешал политической карьере Исаева публикациями в газете. По этому мотиву, наверное, должна быть огромная очередь заказчиков, которые могли его заказать.

- Почему вы не верите в причастность к убийству предполагаемых следствием исполнителей?

- У Абигасанова есть свой личный мотив неприязни к Исаеву, по которому он собирается мстить всеми возможными способами не только Шамилю, но и всем Исаевым. Он заинтересован дать ложные показания против Исаева.

А Шуайбова били и выбивали из него показания. Это данные, полученные под пытками, и в них многое не стыкуется. Я думаю, что в суде адвокат их опровергнет.

У Хазамова - другая история. Его бывшая жена получила 8,5 лет за мошенничество и соучастие в покушении на убийство. Хазамов не отдаёт ей детей, и в этой ситуации, как мне кажется, она идёт на сделку со следствием. После её показаний против бывшего мужа она получает апелляционное решение о том, что в связи с тем, что у неё трое малолетних детей, она будет отбывать срок по достижению младшим ребёнком совершеннолетия. Такую статью суды у нас очень редко применяют.

Изначально у меня были подозрения по группе Шуайбова-Хазамова-Абигасанова, но я пришёл к выводу, что там нет мотива. Эти люди не находились в этом месте, у них не было технической возможности проводить ту слежку, которая была проведена перед убийством Хаджимурада.

Магди Камалов
Магди Камалов

- В таком случае почему следствие пошло по ложному пути?

- В 2011 году, когда дело лежало в нашем следственном управлении, уже было предвзятое мнение, что к этому причастны Исаев и эти три человека. Когда дело перевели в СКФО, они продолжали рассматривать только эту версию. Если поле пахать по диагонали десять лет, а потом придут новые пахари, они не будут его выравнивать, а дальше будут пахать его по диагонали. Там посмотрели каких бумажек не хватает, каких показаний нет, чтобы закрепить их вину и мотив.

- Под вашей колонкой об этом деле на сайте "Черновика" вас упрекнули в том, что вы до сих пор продвигали версию Исаева, как заказчика, а сейчас отказываетесь от этого. Вы раньше озвучивали эту версию?

- Это неправда. Эту версию продвигал председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов. Может, думали, что у нас с Али Камаловым единое мнение. Но это не так. У Али Камалова есть свои мотивы и свои цели. Я просил и Али Камалова, и журналистов Максима Шевченко и покойного Орхана Джемаля, чтобы не спешили с выводами. Это было их мнение. Некоторые из них это мнение навязывали окружающим. И они причастны к ложным свидетельским показаниям, которые на сегодня присутствуют в деле. Я это докажу.

Максим Шевченко на фоне изображения Хаджимурада Камалова
Максим Шевченко на фоне изображения Хаджимурада Камалова

"Черновик" никогда не выдвигал версию, что Исаев - заказчик. Первая моя версия была, что это Саид Амиров (бывший мэр Махачкалы, отбывает пожизненное лишение свободы организацию теракта - ред.). Непонятно, почему председатель Союза журналистов ни разу не высказал эту вроде бы адекватную версию. Точно также почему-то Шамиль Исаев был выдвинут первым в версии у председателя Союза журналистов по убийству Гаджи Абашилова (бывший главный редактор газеты "Молодёжь Дагестана", убит в 2008 году - ред.). Казалось бы, в первую очередь надо проверять версию о Саиде Амирове, с которым были возможные разногласия. Но председатель Союза журналистов ничего не говорит о версии Амирова, а с первого же дня говорит, что это совершил Шамиль Исаев. У него свои мотивы, а то, что говорит председатель Союза журналистов, не означает, что так считает "Черновик" или я лично.

- Вы отказались от версии о Саиде Амирове?

- Да, но было много фамилий, не только его. Всех врагов, всех, с кем были конфликтные отношения, претензии - проверял всех. Если это касательно выборов, о чём говорили в начале, так статья об этом уже вышла к тому моменту. Если это касательно проекта "Немецкая деревня", то она никак не влияла на Шамиля Исаева, это был 2008-2009 год. Если это касательно отдельно Исаева, то что там было такого задевающего честь и достоинство, что надо убить человека? Были гораздо более острые статьи, но они не вызывали никаких вопросов. Здесь получается, что четыре согратлинца пришли убивать пятого согратлинца. Причем двое из них ненавидят друг друга, а один из них женат на двоюродной племяннице Хаджимурада Камалова.

- Правильно понимаю, что движение по этому делу началась после ареста республиканских чиновников в 2018 году - бывшего премьера Дагестана Абдусамада Гамидова и его заместителя Раюдина Юсуфова?

- Именно так. Они не смогли доказать экономические хищения Исаева по "Орлиному гнезду" (туристический комплекс в дагестанском Гунибе - ред.), потому что, как оказалось, у него на руках есть акты о том, что нет хищений, завышения цены, а есть даже возврат суммы в бюджет. Если на русский язык перевести, ему дали срок за то, что он знал о хищениях в правительстве, но не сообщил куда следует. А так как этого срока очень мало, следствию нужно было приписать ему громкое убийство.

XS
SM
MD
LG