Ссылки для упрощенного доступа

Граница слухами полнится. Как договорятся Чечня и Дагестан?


Спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов обнимает главу Чечни Рамзана Кадырова. Грозный, 5 февраля
Спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов обнимает главу Чечни Рамзана Кадырова. Грозный, 5 февраля

Молчание властей Дагестана о границе с Чечней породило панику в обществе

Накануне, 5 февраля, спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов отправился в Чечню для обсуждения вопроса по определению границ между республиками. Впрочем, ясности его поездка не добавила.

В Дагестане надеются, что после поездки Шихсаидова прояснятся некоторые моменты, связанные с составом комиссии по межеванию и ее графиком работы.

Пока нет никакой конкретики и обещанного "прозрачного обсуждения", люди паникуют. Жители Дагестана разделились на два лагеря: кто-то считает, что комиссию просто не успевают создать, а кто-то – что власть темнит и не хочет озвучивать некоторые моменты. Например, что, возможно, решение по границам уже давно вынесено и от народа мало что зависит.

Просили информацию, стали "провокаторами"

Людей настораживает и то, что поездку Хизри Шихсаидова в Чечню в течение дня освещала не пресс-служба Народного собрания Дагестана, а блогер и общественник Шамиль Хадулаев. На его посты в фейсбуке ссылается даже правительственный информационный портал "РИА-Дагестан".

В видео, которое опубликовал блогер, Рамзан Кадыров сидит за накрытым столом и полушутя успокаивает дагестанцев, называя вопрос с границами "всего лишь формальностью" и "поручением государства". Глава республики предлагает не обвинять чеченцев в том, что "кто-то купил что-то, продал", потому как "между нами не было границ и не будет". Но судя по реакции общества, успокоить кого-либо ему не удалось.

На официальном сайте правительства Дагестана еще 22 января написали о создании рабочей группы по фиксации границ. Это произошло как раз после приезда в Махачкалу председателя парламента Чеченской Республики Магомеда "Лорда" Даудова. В нее вошли депутаты республиканских парламентов, специалисты Росреестра и Роскадастра и других ведомств, главы приграничных муниципалитетов с обеих сторон, сообщалось на сайте правительства.

Но сам список рабочей группы по определению границ между Чечней и Дагестаном нигде не опубликован. Источник "Кавказ.Реалии" в Народном собрании Дагестана признался, что и депутаты находятся в неведении.

"Когда мы упрекаем их в отсутствии информации, власти нас называют провокаторами", - делится с "Кавказ.Реалии" гражданский активист Мурад Алиев.

"Путин хочет очередную войну на Кавказе?"

Единомышленники Алиева ежедневно выступают в соцсетях с обращением к землякам. Эти видеообращения сделаны от молодежи приграничных с Чечней Бабаюртовского, Ботлихского, Казбековского районов и Махачкалы.

Они просят соблюдать прозрачность при определении границ земель, которых "кровью и потом отстояли" их предки.

Одним из первых и самых популярных стало видео от махачкалинской молодежи во главе с активистом Арсеном Магомедовым. В разных пабликах за несколько дней оно набрало 70-150 тысяч просмотров.

"Мы всего лишь хотим гласности, доступа к информации о том, что происходит, раз мы живем в этой республике", - говорит Магомедов.

По словам Магомедова, есть также категория молодых людей, которые не афишируют свою солидарность с активистами, так как боятся потерять работу на госслужбе.

"Мы – за равноценное межевание, - отмечает собеседник. – То есть, если какая-то земля отходит к чеченской стороне, то другая ее часть отошла бы к нам". С чеченской стороны столь бурной реакции нет: за неосторожный комментарий можно угодить в застенки, а потом извиняться в эфире ЧГТРК "Грозный".

Житель Грозного Али допускает, что у сел на границах Дагестана и Чечни есть некоторые неясности с участками для выпаса скота.

"Я не слышал от наших чеченцев, что мы притязаем на дагестанские границы, - поясняет он. - Про комиссию по демаркации дагестано-чеченской границы со стороны чеченцев пока ничего Грозный не сообщал".

По его мнению, Кадыров этот вопрос поручит той же группе, которую он благодарил за пограничную линию с Ингушетией.

Собеседника удивляет, что эти вопросы всплыли так внезапно, сразу после скандала с определением границ Ингушетии.

"Не хочет ли Путин начать очередную войну на Кавказе? Вот об этом я часто слышу от друзей и знакомых", - говорит он.

Несколько собеседников "Кавказ.Реалии" сослались на закон "О референдуме в Республике Дагестан", где говорится, что изменение границ республики происходит только путем референдума.

О его проведении пока нет и речи.

XS
SM
MD
LG