Ровно месяц назад, 29 октября, сотни жителей Дагестана на непродолжительное время захватили махачкалинский аэропорт, выступая таким образом против прибытия в республику пассажиров-израильтян рейса из Тель-Авива. Собравшиеся протестовали против действий Израиля в Газе и выражали поддержку палестинскому народу, но звучали и антисемитские призывы. По итогам возбуждены десятки уголовных и больше 400 административных дел.
Редакция Кавказ.Реалии на основе судебных материалов выяснила, что говорят обвиняемые по делам о беспорядках, и спросила у экспертов о возможных политических последствиях событий в аэропорту Махачкалы.
Антиизраильский погром попал в поле зрения мировых СМИ, очевидцы говорили о бессилии силовиков в борьбе с разъяренной толпой, а российские оппозиционеры называли произошедшее "позором". Пострадавшими от беспорядков стали более 20 человек, в том числе полицейские. Ущерб аэропорту оценили в почти 300 млн рублей – администрация Уйташа может выйти с гражданскими исками против обвиняемых, взыскав эту сумму с них.
С самого начала и власти Дагестана, и Кремль заявили о том, что беспорядки были инспирированы из Украины. В частности, спикеры ссылались на призывавший к протестным акциям телеграм-канал "Утро Дагестан", который ранее связывали с экс-депутатом Госдумы Ильей Пономаревым.
Вместе с тем по итогам протестов возбуждены более 400 административных дел по "митинговой" статье и около 90 уголовных по статье о массовых беспорядках. Административные протоколы рассмотрели почти 30 судов в Дагестане. Привлеченные к ответственности получили от штрафов до десяти суток ареста, следует из баз дагестанских судов.
Таксист, сын воевавшего в Украине, многодетный отец
Уголовное дело о массовых беспорядках было возбуждено 29 октября замруководителя третьего отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следкома России по Дагестану. Затем им занялись в отделе ведомства по расследованию преступлений против государственной власти в сфере экономики, следует из материалов Верховного суда Дагестана.
Фигурантов обвинили по двум частям статьи о массовых беспорядках – всем известным на данный момент фигурантам обвинение предъявлено по второй части, предусматривающей от трех до восьми лет за участие. Первая часть статьи – организация массовых беспорядков – предусматривает от восьми до пятнадцати лет колонии.
На данный момент в картотеке суда десятки жалоб на постановления об избрании меры пресечения обвиняемым, часть из них опубликованы. Месяц и двадцать пять суток СИЗО суд избрал Камилу Халатову. Защитник заявил, что он не участвовал в массовых беспорядках, не уничтожал имущество аэропорта, а оказался на месте случайно. Аналогичные аргументы указаны в апелляционной жалобе Заурбека Халикова.
Обвиняемыми также стали жители республики Юсуп Рабаданов, Давлетхан Рамазанов, Рамазан Карнаев, Арсен Арбулиев, многодетный отец Умар Джанборуев, Махач Тучуев, Джамал Гаджиев.
Защита Исы Иразиева указала, что в уголовном деле нет доподлинных свидетельств о его причастности к погрому. Адвокат также сослался на молодой возраст обвиняемого и то, что он был вынужден устроиться на работу сборщиком мебели, чтобы обеспечивать родителей: страдающего от онкологии отца, ветерана боевых действий и участника войны в Украине, и мать. Сам Иразиев также имеет проблемы с позвоночником, вызывающие у него сильные боли.
Другой обвиняемый, имя которого скрыто, рассказал, что работает таксистом, поэтому на месте беспорядков оказался по работе, имеет на иждивении родителей-пенсионеров и препятствующее нахождению в СИЗО тяжелое заболевание мочеполовой системы. Также он сам добровольно явился в управление уголовного розыска МВД по Дагестану, но все эти доводы суды проигнорировали.
В деле о беспорядках в аэропорту под раздачу могут попасть как непричастные, так и виноватые – такие опасения не беспочвенны, говорит в беседе с редакцией Кавказ.Реалии политический обозреватель дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Здесь, можно полагать, главой республики перед правоохранителями поставлена политическая задача. Соответственно, ее, как могут, выполняют", – полагает собеседник.
Когда власть не слышит
На участников массовых беспорядков в аэропорту Махачкалы составлено более 300 административных протоколов – о нарушении установленного порядка проведения публичных мероприятий с созданием помех на транспортной инфраструктуре. Из опубликованных постановлений известно, что многие задержанные вину не признают, заявляя, что случайно оказались на месте.
Так, Гарун Омаров рассказал в суде, что приехал в Уйташ, чтобы встретить сына своей двоюродной сестры Амру, который возвращался в республику из Дубая – тем не менее его оштрафовали на 10 тысяч рублей. Вместе с ним были задержаны также встречавшие этого пассажира его двоюродные братья Нурмагомед и Гайдарбег Магомедовы.
С народом не разговаривали и не позволяли высказать свое мнение мирным путем
Полный тезка нашего спикера Магомед Магомедов в суде пояснил, что работает таксистом и во время рейса в аэропорт он подошел к толпе, чтобы узнать о происходящем. Другие фигуранты Ибрагим Магомедов и его друг Шамиль Исаев в тот вечер провожали вылетающего в Москву Магомеда Нестурова. Обоим назначили штрафы по 10 тысяч рублей.
Семь суток ареста по "митинговой" статье суд назначил Магомедзагиду Алиеву, рассказавшему в суде, что приехал в аэропорт встречать прилетевшего с умры (религиозного паломничества) родственника.
Произошедшие в Дагестане погромы однозначно имели последствия: они вскрыли протестный потенциал республики, заставили власти и муфтият обратить внимание на проблему, которая волнует общество, отметила в комментарии редакции Кавказ.Реалии президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" социолог Саида Сиражудинова.
"Но ведь погромов можно было бы и избежать, если бы почувствовали настроение народа и отреагировали. Погромы стали ужасным способом выражения недовольства, которое копилось, а с народом не разговаривали и не позволяли выпустить пар, высказать свое мнение мирным путем", – говорит эксперт.
По ее мнению, правоохранители, "чтобы выслужиться, будут привлекать к ответственности всех, кто попался". Сиражудиновой кажется странным, что власти пока не решились на массовые жесткие наказания для погромщиков: "Или они понимают свою ошибку, или не хотят идти на конфликт с массами".
Задача – загасить
"Каких-то публичных политических последствий для Дагестана, кроме упоминания в сети как "антисемитский погром", за этот месяц не произошло. Хотя, по факту, настроения были больше антисионистские. Основная стратегия властей тут – информационно загасить происшествие, затушить агрессивные настроения в обществе", – считает Магомед Магомедов.
По оценке собеседника, региональные власти смогли убедить федеральный центр, что произошедшее – результат активности спровоцировавших население на эти действия "проукраинских вражеских ресурсов".
С такой оценкой согласен политолог Аббас Галлямов, бывший спичрайтер президента России: "Возобладала точка зрения Путина, что погромщики – "социально близкие" и ни в чем не виноваты. А истинные виновники произошедшего – американцы и украинцы".
В Кремле всерьез опасаются повторения протестов в еще более жестком виде
Действительно, уже на следующий день после беспорядков на совещании с участием членов Совета безопасности Владимир Путин подчеркнул: они "во многом инспирированы с территории Украины, руками агентур западных спецслужб". Аналогичное заявление сделал глава Дагестана Сергей Меликов:
"Сегодня мы получили абсолютно достоверную, открытую информацию о том, что канал "Утро Дагестан" администрируется, регулируется с территории Украины предателями, бандеровцами, теми, кто ненавидит святые для нас традиционные вещи, которыми мы живем на протяжении многих лет".
Депутат Госдумы от Дагестана Салтан Хамзаев призвал находящихся за границей земляков найти и призвать к ответственности Илью Понамарева, обвиняя в организации погромов через телеграм-канал "Утро Дагестан". Оппозиционный политик ранее мог быть связан с этим ресурсом. Но позже Пономарев заявил, что осенью 2022 года авторы канала "ушли в свободное плавание" и больше не связаны с ним.
Отсутствие публичных политических последствий после событий в Махачкале определили два фактора, считает член совета фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков.
"Приближаются президентские выборы, которым резкие кадровые перестановки в таком сложном и большом регионе могут нанести ущерб. Второе – в Кремле всерьез опасаются повторения протестов в еще более жестком виде", – отмечает эксперт в комментарии сайту Кавказ.Реалии.
Жаворонков при этом соглашается, что реальная причина протеста – не "иностранные шпионы", а радикализация местного исламского сообщества. Но работать с ним и даже озвучить эту проблему, по его словам, власти не готовы.
- Массовые протесты за последние годы происходят в Дагестане не в первый раз. В сентябре 2022 года народные сходы против объявленной президентом Путиным мобилизации прошли в Махачкале, разрушив миф о тотальной лояльности республики любым спускаемым из Москвы решениям. В январе жители перекрыли трассы из-за отключений газа и света, который многие используют для обогрева квартир. К слову, тогда глава Дагестана Сергей Меликов обвинил "проукраинских агентов". В этом сентябре восемь человек задержали за участие в акции протеста против строительства мусорного полигона рядом с объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО – барханом Сарыкум. Участниками протестного схода тогда стали более ста местных жителей.
- На фоне захвата аэропорта в Дагестане Рамзан Кадыров поручил "сажать" тех, кто будет устраивать массовые беспорядки в Чечне: он приказал силовикам "делать три выстрела в воздух, а четвертый – в лоб".
- Телеграм заблокировал канал "Утро Дагестан", где распространялись призывы к антисемитским погромам – об этом заявил создатель сервиса Павел Дуров. "Каналы, призывающие к насилию, будут заблокированы за нарушение правил Telegram, Google, Apple и всего цивилизованного мира", – заявил он.
Форум