Саудовские ваххабиты ответили Грозному

В Саудовской Аравии значительная часть населения относит себя к ваххабитам - последователям имама Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба

В Мекке напомнили о салафитских понятиях и необходимости уезжать из мест, где мешают быть мусульманином

В Мекке 21 марта завершилась трехдневная всемирная мусульманская конференция на тему "Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата". В итоговом заявлении авторы подчеркивают разнообразие исламских школ (мазхабов), призывают мусульман к мирному сосуществованию как друг с другом, так и с немусульманами, отстаивать свою идентичность, не нарушая законов страны, в которой живешь, предостерегают от использования несалафитских понятий и задумываются над причинами терроризма и экстремизма, отмечая, что побороть их можно только мирным путем.

Аналитики посчитали это мероприятие своего рода ответом салафитов на прошедшую в августе 2016 года в Грозном конференцию на тему "Кто они – сунниты?" (грозненская конференция вызвала большой резонанс в исламском мире, поскольку в своем итоговом заявлении ее участники отказались считать суннитами тех, кто называет себя салафитами и ваххабитами – к коим как раз и относят себя представители правящей династии Саудовской Аравии).

Впервые в мероприятии такого рода приняли участие суннитские ученые из Ирана.

Россию на мекканской конференции, организованной Всемирной исламской лигой, представляли муфтий Чечни Салах Межиев, муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов и глава Ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов.

Межиев, сопровождаемый советником главы Чеченской республики Адамом Шахидовым, в ходе визита в королевство порадовал по крайней мере одного из саудовских богословов подарком из Чечни – доктор Хатим аль-Ауни выложил у себя в твиттере фотографию позолоченного кинжала в футляре.

"Муфтий Чечни и советник по религиозным делам навестили меня в моем доме, почтив меня чеченским подарком – подлинным кинжалом", - прокомментировал аль-Ауни фотографии.

В конференции, прошедшей на родине пророка Мухаммада, приняли участие богословы из нескольких десятков стран исламского мира, из них порядка 40 ученых-суннитов из Ирака, министры религий Турции, Египта. Со вступительной речью от имени саудовского короля выступил губернатор Мекки Халид Фейсал ибн Абдель-Азиз аль-Сауд. Честь выступить от имени правительств исламских стран-участников конференции была предоставлена турецкому министру Мехмету Гормезу.

Примечательно событие тем, что впервые в мероприятии такого рода приняли участие суннитские ученые из Ирана – Абдель-Хамид Исмаил и Мухаммад Касим из провинции Систан и Белуджистан, по данным катарского телеканала "Аль-Джазира".

Религиозные деятели Саудовской Аравии (по-большей части, салафиты-ваххабиты) показали себя открытыми всем направлениям суннитского ислама.

Как считает преподаватель мекканского университета доктор Мухаммад ас-Саиди, на завершившейся 21 марта конференции религиозные деятели Саудовской Аравии (по-большей части, салафиты-ваххабиты) показали себя открытыми всем направлениям суннитского ислама, а на конференции участвовали представители самых разных философских школ. "Среди членов-учредителей Общества мусульманских богословов есть и суфии, и ашариты, и матуридиты (ас-Саиди перечисляет названия философских школ ислама – прим. "Кавказ.Реалии"). Все они из разных стран - из Египта, Марокко, Пакистана, Индии", - передает "Аль-Джазира" слова ас-Саиди.

Но нашлись и критики. Эмиратский блогер Хамад аль-Мазруи, которого считают приближенным к наследному принцу Абу-Даби шейху Мухаммаду ибн Зайду аль-Нахайану, так прокомментировал мекканское мероприятие в твиттере: "К сожалению, конференция, организованная Всемирной исламской лигой, ничего не преподнесла мусульманам".

Это заявление вызвало дискуссию среди блогеров, многие раскритиковали автора. В частности, ему припомнили события августа. "Он хочет, чтобы было, как на суфийской конференции в Чечне", - заметил блогер, назвавшийся "Госпожой из Катара".

Напомним, что в мае в Чечне ожидается новая исламская конференция. Как сообщал ранее "Кавказ.Реалии", грозненские власти уже начали обсуждать ее с представителями арабских государств. Для российских религиозных деятелей за пределами Чечни ее повестка дня пока не известна: в частности, глава ДУМ Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев заявил "Кавказ.Реалии" 21 марта, что на конференцию поедет, но еще не знает, для чего: по его словам, организуют ее сами чеченцы, так что пока только они и знают, что там будет обсуждаться.

Итоговое заявление всемирной исламской конференции "Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата"

Согласно итоговому заявлению конференции в Мекке, опубликованному на сайте Всемирной исламской лиги 22 марта, участники мероприятия обсудили научные и идеологические доклады, представленные на конференции, и постановили следующее (всего в заявлении 13 пунктов, выдержки из которых приведены ниже в переводе с арабского).

1 – Генеральный секретариат Общества мусульманских богословов при Всемирной исламской лиге должен подготовить проект <документа> "О правилах и незыблемых основах шариата в современных направлениях мысли" и представить его на следующей встрече Общества, чтобы по утверждении его богословами у нас бы были правила и незыблемые основы, обязательные для различных групп мусульман.

2 – Призываем все гражданские и правительственные организации исламского мира к укреплению высших ценностей ислама: они заключаются в любви, дружбе, толерантности, мирном сосуществовании, недопущении того, что приводит к конфликтам, разногласиям и нетерпимости. Нужно понимать, что Творец создал нас разными. Нам следует принять тот факт, что исламские мазхабы (богословские школы в исламе - прим."Кавказ.Реалии") разнообразны с научной и идеологической точки зрения, и считать это проявлением всеобъемлемости исламского шариата и милости Аллаха к Его рабам.

3 – Призываем всех мусульман уважать предписания религии, сосуществовать согласно ее канонам, соблюдать нормы ислама в научных и идеологических беседах и заявлениях. Предостерегаем от оскорблений в адрес последователей исламских мазхабов, от распространения причин конфликтов и сеяния раздора среди представителей разных конфессий и мазхабов. Такие действия необходимо приравнивать к преступлениям и привлекать за них к ответственности в суде.

4 – Уполномоченные лица должны препятствовать распространению через различные каналы, в том числе через СМИ, информации, подстрекающей мусульман к ненависти и презрению по отношению друг к другу или к представителям других религий. Мусульманам необходимо держаться за вервь Аллаха и предостерегать друг друга от разобщений и споров (...).

5 – Предостерегаем от легкомыслия при придании гражданским и правительственным институтам, организациям, отдельным личностям тех или иных религиозных и идеологических категорий, из-за которых мусульмане могут посчитать их источником смуты, что приводит к экстремизму и вражде в рядах мусульман.

6 – Мусульмане должны держаться за свое единство, свою идентичность и имя, которое дал им Аллах – "ислам". Предостерегаем от других наименований, способных оскорбить это объединяющее, объемлющее имя (…).

7 – При обозначении исламских мазхабов и школ фикха (школ, где изучается мусульманское право – "Кавказ.Реалии") нужно использовать понятия, установленные мусульманскими учеными при салафах (праведных предках мусульман, к которым принято относить сподвижников пророка Мухаммада, их последователей и последователей их последователей - эти люди жили в 1-3 века по мусульманскому летосчислению, или в 7-9 века по христианскому летосчислению – прим. "Кавказ.Реалии"). Однако эти понятия не являются альтернативой всеобъемлющему имени ислама и не конкурируют с ним (…).

8 – Предостерегаем от легкомыслия при отнесении каких-либо действий к куфру (проявлением неверия), бид‘а (порицаемым новшествам) и нечестию. Обладающие знанием и верой должны уметь извиняться перед своими братьями, думать о них хорошее, давать им мудрые советы (…).

9 – Требуем от мусульманских диаспор в неисламских странах уважать местные законы и культуру. Свою идентичность нужно сохранять в соответствии с имеющимися в стране проживания конституционными и другими законными механизмами. А если они кого-то не устраивают, то мусульманин должен переехать в другое место, не нарушая общественный порядок.

10 – Призываем исламские организации в немусульманских странах проповедовать среди местных мусульманских диаспор уважение к местным законам и культуре. Ведь любое оскорбление этих норм приведет к оскорблению ислама и обвинениям в его адрес (…).

11 – Призываем представителей мусульманских гражданских и правительственных организаций просвещать молодежь, рассказывая молодым мусульманам об опасности экстремистской идеологии, дабы предотвратить пагубное воздействие сообщений, которые террористы распространяют в своих СМИ и аккаунтах в социальных сетях (…).

12 – Подтверждаем, что в исламских мазхабах нет места терроризму и экстремизму (…). Не существует такой религии, которая была бы экстремистской в своей основе, однако в каждой религии есть экстремисты. Как показывает история, они присутствовали в разных точках земного шара и в разные эпохи. (Среди причин современной террористической идеологии в итоговом заявлении называются разжигание некоторыми проповедниками религиозных страстей среди молодежи путем неверной трактовки событий, отсутствие нормы о толерантности в мусульманском праве, незнание некоторыми мусульманами норм шариата относительно различения праведных дел от плохих поступков, распространение исламофобии в ряде неисламских стран и ее использование в политике и СМИ, поиск себе подобных, иногда приводящий к самообману, психологические и социальные условия и др.).

13 – Считаем, что искоренить терроризм и экстремизм можно главным образом путем идеологического противодействия, а военное противостояние не решит исход битвы: у терроризма нет географических границ (…).