Эту новость можно прочитать и на чеченском языке
Центр защиты прав человека "Мемориал" считает преследование обвиняемого в участии в нападении на псковских десантников в Чечне в 2000 году Магомеда Алханова, суд над которым начнется 10 января, необоснованным, а его дело сфальсифицированным.
По мнению правозащитников, следствие не представило убедительных доказательств вины Алханова и неправомерно квалифицировало вменяемые ему действия.
Так, из 49 томов дела лишь 10 страниц посвящены собственно предполагаемому участию Алханова в нападении на псковских десантников. В качестве доказательств следствие представило показания шести засекреченных свидетелей, уже осужденных по аналогичному обвинению, некоторые из них опознали Алханова по фотографии, один заяваил, что не видел его на месте событий. Также в деле фигурирует выписка из составленного ФСБ списка боевиков, сдавшихся в плен в феврале-марте 2000 года, включая Алханова, но сам список засекречен. Выписка впервые фигурировала в уголовном деле в 2021 году.
Защита отмечает, что в 2004 году Алханов был задержан и приговорен к 10 годам лишения свободы за участие в незаконном вооруженном формировании, срок он полностью отбыл; при этом в 2004 году, когда список ФСБ уже должен был существовать, вопросов об участии в нападении на псковских десантников к Алханову не возникло.
После второго задержания, уже непосредственно по делу о нападении на псковских десантников, Алханову предъявили обвинения в посягательстве на жизнь военнослужащих, а также обвинения, связанные с его побегом из психиатрической больницы осенью 2021 года.
Также его обвинили по статьям об участии в банде и в вооруженном мятеже, затем эти обвинения сняли по ходатайству защиты их из-за истечения срока давности. Но после того, как 1 июня 2022 года Алханову было предъявлено окончательное обвинение и он запросил суд присяжных, дело вернули на доследование и восстановили снятые обвинения на том основании, что к ним неприменим срок давности.
Также позиция следствия состоит в том, что если Алханов не уведомил власти о своем выходе из незаконного вооруженного формирования, то это якобы значит, что он все время, включая период отбытия наказания за это преступление, продолжал в нем состоять.
Защита настаивает, что возврат обвинения в участии в вооруженном мятеже незаконен, так как неприменение сроков давности по этой статье вступило в силу лишь в 2014 году, то есть намного позднее предполагаемого преступления. "Мемориал" отмечает, что соответствующая статья исключает возможность рассмотрения дела судом присяжных.
Кроме того, "Мемориал" заявляет, что дела предполагаемых участников нападения на псковских десантников "поставлены на поток", их ведет следственная группа, основной состав которой почти не меняется, а обвинения опираются на показания, вероятно, одних и тех же ранее осужденных засекреченных свидетелей.
- По официальным данным, в феврале-марте 2000 года у села Улус-Керт Шатойского района группа Шамиля Басаева численностью около 2500 человек напала на военнослужащих Псковской дивизии. В результате 84 военнослужащих погибли, еще четверо получили ранения.
- Магомед Алханов родился в октябре 1982 года в селе Надтеречное на тот момент Чечено-Ингушской АССР. К началу боевых действий в Чечне ему было 12 лет, а к моменту нападения на бойцов 6-й роты Псковской дивизии ВДВ он был несовершеннолетним. Адвокат Алханова утверждал, что Басаев никогда не брал в бой подростков. Кроме того, на его теле нет следов от ранений и от длительного ношения оружия.
- После задержания в 2021 году Алханов сбежал из отделения стационарных судебно-психиатрических экспертиз Астраханской областной клинической психиатрической больницы. Побег был организован в октябре 2021 года при посредничестве сотрудника УФСИН России по Астраханской области Дениса Кухтина. После побега Алханов скрывался в Астрахани в течение нескольких дней и был задержан в кафе в Трусовском районе после звонка в полицию местного жителя. За это сообщение его наградили 100 тысячами рублей.
- В ноябре Дениса Кухтина признали виновным в содействии побегу, получении взятки и покушении на получение взятки в особо крупном размере и приговорили к восьми с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. При этом Алханов утверждает, что фактически переданные Кухтину деньги – по разным данным, 3 000 или 4 300 рублей – были не взяткой, а средствами для приобретения телефона и еды для Алханова.
- К уголовной ответственности за действия против федеральных войск во время войн в Чечне 1990-2000-х годов привлекают в том числе тех, кто получил амнистию. Кавказ.Реалии подробно писал об одном из таких случаев – об уголовном деле в отношении братьев Идаловых.
- Адвокаты и правозащитники отмечают, что часто те, кого выдают за боевиков на Северном Кавказе, на судах заявляют, что во время предварительного следствия давали показания под пытками.