Ссылки для упрощенного доступа

"Вы – мясо": мобилизованный из Ростова в тюрьме "ДНР"


Ростов-на-Дону, отправка мобилизованных, иллюстративное фото
Ростов-на-Дону, отправка мобилизованных, иллюстративное фото

Несколько мобилизованных из Ростовской области отказались возвращаться на войну в Украину. Двое из них решили добраться в воинскую часть в Ростове, но их задержали пограничники и передали так называемой военной полиции сепаратистской "Донецкой народной республики". Три дня их вместе с другими мобилизованными держали на "гауптвахте" в полуразрушенном здании бывшего завода, а затем вернули обратно.

"Просто выкинули в поле"

28-летнего Александра Литовку из станицы Обливская Ростовской области призвали 26 сентября.

"Уже через несколько дней они попали за "ленточку" (границу с Украиной. – Прим. ред.), оказались в Лисичанске. После этого связь с ним была очень плохой, разговаривали раз в неделю. Да и рассказывать подробности он не хотел, берег нас", – вспоминает сестра мобилизованного Елена (по просьбе собеседницы, редакция не указывает ее фамилию).

По ее словам, брат рассказывал о сильных боях и о том, как несколько дней приходилось ночевать в БТРе, чтобы не убило снарядами и осколками. Его подразделение оставляли на линии боевых действий по трое суток, потом ненадолго возвращали в пункт временной дислокации в Александровке (город в Донецкой области Украины. – Прим. ред.) и снова отправляли на войну.

Александр Литовка, мобилизованный из Ростовской области
Александр Литовка, мобилизованный из Ростовской области

"Саша рассказывал, что там ад и грязь. В последний раз даже командиры с ними не пошли в бой, просто выкинули в поле и сказали, мол, делайте что хотите. Вечером 11 декабря брат позвонил, сказал, что они только вернулись с фронта, но их опять тащат туда. Шестеро военнослужащих отказались. Ротные грубо ответили им: "Ничего не знаем, у вас полчаса на сборы". Когда те стали упорствовать, ротные говорили "вы – мясо", угрожали огромными сроками за отказ воевать", – продолжает Елена.

В итоге ее брат и его товарищ решили добраться к командованию части в Ростове-на-Дону, чтобы подать рапорты об альтернативной гражданской службе. Конституция России предусматривает право на такую службу, но ее механизм по отношению к контрактникам и мобилизованным не прописан.

Банально лень было ехать, им пофиг

До Ростовской области мобилизованные шли несколько часов. В ночь на 14 декабря после перехода контрольно-пропускного пункта "Успенка" их задержали пограничники.

"По закону их должны были передать отделу военной полиции в Таганроге, так как они уже находились в Ростовской области. Насколько я знаю, пограничники позвонили в Таганрог, но была глубокая ночь, поэтому им ответили, мол, пусть забирают в комендатуру "ДНР", они ближе. Банально лень было ехать, им пофиг", – продолжает сестра.

Супруга Александра готовилась его встречать. Когда их вывели, пограничники сказали – все будет нормально. Вместе с ними задержали еще двух покинувших передовую мобилизованных из другой части.

"Знаю историю еще двух парней, которые перешли границу. Их в поле поймали комбайнеры. Один мобилизованный пять дней добирался в Ростов, за оставление фронта ему дали только дисциплинарное взыскание", – делится собеседница редакции.

"Мобилизованные ели, собравшись у ведра"

Самого Александра и его товарища после суток в военной комендатуре перевели в полуразрушенное заводское здание, где в одном помещении содержались девять человек – таких же мобилизованных, попытавшихся добраться в пункт постоянной дислокации своих частей. Там они провели трое суток.

Арестантов держали в продуваемом помещении, где единственными предметами "мебели" были обернутые пленкой куски пенопласта. На них и сидели, и спали. В туалет ходили в бутылку, раз в сутки людей строем выводили справить нужду, продолжает сестра Александра.

Было трехлитровое пластиковое ведро из-под майонеза, в него наливали суп

"Также раз в сутки кормили. Было трехлитровое пластиковое ведро из-под майонеза, в него наливали суп. Еще картонная коробка, куда отсыпали пряники или хлеб. Один человек выходил и приносил на всех еду и воду. Выдававший провизию прикрикивал: "Куда гребешь столько, отсыпь половину!" Мобилизованные ели походными ложками, собравшись у ведра. Раз в день давали литр чая, выходило буквально по глотку на человека", – передает Елена со слов товарища ее брата условия содержания.

На любые попытки поговорить и просьбы о помощи надзиратели отвечали примерно так: "Вы че, не понимаете, что наказаны? Скажите спасибо, у нас тут некоторые по 18 суток живут. Выйдете только после того, как скажете, что готовы воевать дальше", продолжает она.

Спустя три дня на "гауптвахте" Александр вернулся в место временной дислокации в "ДНР". Из-за условий содержания он простудился, но медицинской помощи ему не оказали: лечат по принципу "дали таблетку, значит, уже здоров", добавляет Елена. По ее словам, брата и его товарища пообещали перевести в другую роту. Прежних командиров после отказа их подчиненных воевать и побега никто не видел.

"В эти дни мы писали во все инстанции, звонили в главное управление в Москву. Спрашивали, есть ли представители Минобороны в Донецке, куда можно обратиться. Нам отвечали, что это секретная информация и сказать, где штаб, они не могут, потому что рядом бои идут", – объясняет сестра мобилизованного.

Семья обращалась и к командованию части, там отмахнулись, сославшись на то, что оставившие часть виноваты сами, но заявление о розыске Александра и его правовом статусе после задержания принимать категорически отказались. Тогда родственники отправили запрос письмом. В ростовском отделении "Почты России" Елене рассказали, что командиры "всеми силами стараются не принимать письма, посылают почтальонов по кабинетам".

Все говорят: вытягивайте пацанов как хотите

Елена, юрист по образованию, признается, что не знает, как поступить в этой ситуации.

"Все говорят: вытягивайте пацанов как хотите. Пусть уходят в часть, если смогут. Но Саша боится второй раз уходить. Еще повезло, что его три дня только продержали. В похожем лагере в Брянке и Зайцево держат дольше, а родным говорят, что не знают, где их сын находится", – подытожила собеседница.

В поисках "Закона"

Правовую поддержку семье Александра Литовки оказывают правозащитники из "Движения осознанных отказчиков". В его ситуации нужно писать заявление о незаконном лишении свободы, потому что помещение на гауптвахту строго регламентировано, объясняет координатор организации Елена Попова. Она подтверждает, что передача мобилизованных в "ДНР" также является нарушением субординации.

Мобилизованный может подать рапорт об отказе от военной службы по убеждениям, его могут отправить и родственники, на которых перед призывом у нотариуса необходимо выписать доверенность. Самому военнослужащему не нужно вестись на провокации и вступать в дискуссии на тему "ты что, отказываешься воевать?", добавляет Елена Попова.

"Находящийся на войне человек должен занять твердую позицию: я подал рапорт о замене службы на альтернативную гражданскую. Ну и что, что у нас нет процедуры, не прописано, как реализовать это право. Рапорт должен рассматриваться по месту постоянной дислокации воинской части, командир на месте не имеет полномочий на его рассмотрение. Если командование никак не реагирует, нужно связаться с ближайшей комендатурой", – продолжает Попова.

Правозащитница указывает, что все комендатуры, военные прокуратуры и следственные отделы находятся в России, их представительств на территории Украины нет.

"Я пыталась узнать в управлении военной полиции по Южному военному округу хоть какие-то контакты, после долгой беседы мне выдали страшную тайну – мобильный телефон некоего дознавателя с позывным "Закон". Видимо, самим военнослужащим нужно связываться с этим "Законом" и узнавать, где можно прийти в комендатуру и подать рапорт", – подытожила представитель "Движения сознательных отказчиков".

С весны этого года в гарнизонные суды регионов Северного Кавказа поступили около 100 уголовных дел о самовольном оставлении части военнослужащими. Ряд из них связаны с нежеланием участвовать в войне России против Украины.

  • Городской суд Батайска в Ростовской области признал Олесю Шишканову, сестру мобилизованного резервиста, виновной в "дискредитации" армии. Ее оштрафовали на 30 тысяч рублей за видеозапись с жалобами на проблемы на передовой. Шишканова разместила в телеграм-канале "Батайск город" пятиминутное видеообращение мобилизованных, отправленных на передовую без должной подготовки и экипировки. Среди них был и ее брат. Местные СМИ писали об этой ситуации, но позже были вынуждены удалить материалы по требованию Роскомнадзора.
  • Семья военнослужащего Владимира Климова из Батайска Ростовской области узнала о его смерти от друзей, которые начали звонить с соболезнованиями после новости в местном СМИ. Ни местная администрация, ни военкомат не сообщили родителям о гибели солдата.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG