Ссылки для упрощенного доступа

Умирали, скандалили, угрожали


Чем запомнился 2016-й и чего ждать от 2017-го

Первые девять месяцев 2016 года определяла подготовка к сентябрьским выборам как на федеральном, так на региональном уровне. Независимые фигуры, в частности, журналист Максим Шевченко, председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов и брат бывшего главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова не были допущены до гонки. Партия «Народ против коррупции», учрежденная в Дагестане весной, не выдержала давления властей, решив не выдвигать кандидатов.

В Чечне Рамзан Кадыров, а в Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов были переизбраны в качестве глав регионов.

За первые девять месяцев 2016-го 95 боевиков ликвидированы, это на 30 боевиков меньше, чем за аналогичный период 2015-го.

Что касается безопасности, то тут непонятная история «Имаратом Кавказ» Доку Умарова, так как ничего не сообщалось о преемнике убитого в августе 2015 года лидера Абу-Усмана Гимринского (Магомед Сулейманов). За первые девять месяцев 2016-го 95 боевиков ликвидированы, это на 30 боевиков меньше, чем за аналогичный период 2015-го. Среди убитых два полевых командира. Год назад руководитель кабардинского подполья Залим Шебзухов призвал присягнувших «Исламскому государству» пересмотреть свое решение, а в июле он был убит при невыясненных обстоятельствах в ходе КТО в Петербурге.

Даргинец Рустам Асельдеров (ака Абу-Мухаммад), считавшийся с начала 2015 года лидером северокавказских боевиков, которые присягнули ИГ, убит в начале декабря в спецоперации в пригороде Махачкалы.

«Исламское государство» недавно вытеснило «Имарат Кавказ» по количеству нападений на силовиков.

«Исламское государство» недавно вытеснило «Имарат Кавказ» по количеству нападений на силовиков. ИГ взяло на себя ответственность за пять нападений в Дагестане (убиты 17 полицейских), а также за перестрелку в Грозном 17-18 декабря (в ходе спецоперации погибли четыре сотрудника правоохранительных органов).

Глава Чечни Рамзан Кадыров продолжил давление на инакомыслящих, игнорируя Владимира Путина, который призвал считаться с российскими законами во всех сферах жизни.

Житель села Кенхи Рамазан Джалалдинов обратился к президенту России с жалобой на коррупцию в Чечне. Вскоре после этого в его адрес начали поступать угрозы, из-за которых он уехал из республики. В мае неизвестные сожгли дом мужчины. Джалалдинов извинился перед Кадыровым. В ответ на это глава Чечни предложил ему вернуться на родину, пообещав оказать «несравнимую заботу». 7 ноября появилась информация об его исчезновении. Позже он объявился и сообщил, что замминистра внутренних дел Чечни Апти Алаудинов обещал его убить.

Журналист Жалауди Гериев в сентябре был посажен в тюрьму на три года по сфабрикованному делу о незаконном хранении наркотиков в крупном размере.

Стремление Кадырова утвердиться в качестве ведущей мусульманской силы в России привело к напряженности как в Чечне, так и за ее пределами.

Стремление Кадырова утвердиться в качестве ведущей мусульманской силы в России привело к напряженности как в Чечне, так и за ее пределами. В феврале он поддержал муфтия Ингушетии Ису-хаджи Хамхоева, которого Юнус-Бек Евкуров демонстративно сторонится, а также пригрозил расправой ингушским имамам Хамзату Чумакову и Исе Цечоеву (чтобы близко со своими проповедями не приближались к ЧР). А 13 декабря была предотвращена попытка покушения на Цечоева.

В ходе Всемирной исламской конференции, прошедшей в конце августа в Грозном, была принята фетва, в которой утверждается, что последователями «Ахлю сунна валь Джамаа» являются, в том числе и суфисты. Авторы фетвы также объявили салафитов опасной религиозной сектой.

Подобная оценка стала причиной возмущения арабских теологов, а также стимулировала жаркие дискуссии между чеченским муфтием Салахом Межиевым и главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. В ноябре Межиев назвал «откровенной ложью» сообщения СМИ о том, что целью визита Кадырова в Саудовскую Аравию были официальные извинения перед саудитами.

Политическая жизнь била ключом в Дагестане.

Как отмечалось выше, политическая жизнь била ключом в Дагестане. Доклад, выпущенный главой Центризбиркома Эллой Памфиловой по итогам думской кампании, привел к увольнению 21 дагестанского чиновника, поставив под вопрос 88,86%, которые «Единая Россия» якобы получила на выборах в регионе.

Махачкалинские власти не смогли эффективно решить «мусорную проблему», не сумели оперативно отреагировать на затопления, в результате чего тысячи людей отравились загрязненной водой. После этого в Дагестане заговорили о возможной отставке главы республики Рамазана Абдулатипова, которому в августе исполнилось 70 лет.

Полпред президента в СКФО Сергей Меликов, которого прочили на место Абдулатипова, в конце июля был назначен первым замом командующего Нацгвардии.

Глава Чечни Рамзан Кадыров продолжил давление на инакомыслящих, игнорируя Владимира Путина.

По данным независимых СМИ, отдельные приверженцы салафитского ислама начали вести борьбу против дагестанской полиции в правовой плоскости, требуя снять их с профучета (складывается впечатление, что силовики включают жителей в эти списки произвольно). В то же время в Дагестане выстраивается культ личности молодого дагестанского полицейского Магомеда Нурбагандова. Офицер был убит боевиками в июле. Неоднозначно ситуация выглядит на фоне отказа властей расследовать убийство пастухов Гасангусейновых, которых власти попытались выдать за боевиков.

В Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в ноябре отправил в отставку правительство, выдвинув на пост нового главы кабмина 40-летнего юриста Руслана Гагиева. Сообщалось также, что ингушеский лидер назначил вице-премьером осетина Вадима Царакова, однако позже эта информация была опровергнута.

В феврале внезапно скончался Тамерлан Агузаров, который успел поруководить Северной Осетией всего несколько месяцев.

В феврале внезапно скончался Тамерлан Агузаров, который успел поруководить Северной Осетией всего несколько месяцев. Ему на смену пришел бизнесмен Вячеслав Битаров. В декабре выписан ордер на арест мэра Владикавказа Сергея Дзантиева – его обвиняют в коррупции.

В 2017-м неясным остается политическое будущее Абдулатипова, Евкурова и главы Адыгеи Аслана Тхакушинова. Учитывая сокращение перечислений из федерального бюджета, лидеры регионов окажутся перед лицом экономических проблем.

XS
SM
MD
LG