Ссылки для упрощенного доступа

Смерть с санкционными последствиями


На де-факто границе Грузии и Южной Осетии в селе Эргнети (архивное фото)
На де-факто границе Грузии и Южной Осетии в селе Эргнети (архивное фото)

Подозрительная смерть гражданина Грузии, арестованного в Южной Осетии, вызвала международный скандал

В отношениях между Грузией и ее бывшими автономиями Абхазией и Южной Осетией наблюдается очередной виток напряженности. Непосредственной причиной кризиса послужила гибель гражданина Грузии Арчила Татунашвили. Он скончался 23 февраля в цхинвальской больнице при невыясненных обстоятельствах. Проживавший в Ленингорском (Ахалгорском) районе Южной Осетии мужчина перед смертью был задержан местными силовиками. Повлиял на обострение отношений и случай с грузином Гигой Отхозорией, которого в мае 2016 года убил житель Абхазии Рашид Канджи-оглы.

Реакция югоосетинских и абхазских властей на случившееся оказалась крайне невнятной и вызвала возмущение в высших кругах Грузии. Рашид Канджи-оглы какое-то время посидел под домашним арестом, позже с него было снято и это ограничение. Что касается Татунашвили, то власти ЮО долгое время отказывались передавать тело грузинской стороне для экспертизы. Когда его все-таки передали, в Грузии заговорили о том, что Татунашвили перед смертью подвергался пыткам.

В ответ парламент Грузии объявил о подготовке санкционного листа, в который будут включены предполагаемые виновники нарушения прав человека в автономиях. Ожидается, что список лиц, попавших под санкции, будет согласован в ближайшее время. Чуть раньше грузинские власти ввели негласный запрет на вывоз товаров в Южную Осетию через пропускной пункт "Раздахан".

Президент ЮО Анатолий Бибилов объяснил происходящее внутриполитической борьбой в Тбилиси. Политик обвинил оппонентов в убийствах осетин, а в Цхинвали состоялся митинг против "террора со стороны Грузии". Таким образом, республика решила не отвечать на вопросы об обстоятельствах гибели конкретного человека. И эта тактика выглядит заведомо проигрышной.

Отметим, дело не ограничивается смертями двух грузин. В июне 2014-го 19-летнего Давида Башарули задержали в Ленингорском (Ахалгорском) районе сотрудники югоосетинской милиции. Через полгода тело парня (со следами предыдущего погребения) нашли повешенным на дереве. Инцидент так и не был расследован.

Кроме того, правоохранители Южной Осетии иногда попадают в криминальные сводки, которые связаны с избиениями. Так, некоторое время назад местные милиционеры попались на избиении гражданского лица. Впоследствии выяснилось, что силовики приняли жителя Цхинвали Инала Джабиева за его брата-близнеца, с которым у них сложились неприязненные отношения. Здесь Бибилов оказался более отзывчивым, подняв вопрос на собрании сотрудников МВД.

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати предлагает искать причину происходящего в 1991-м. Тогда силовики без суда и следствия расстреляли двух подозреваемых в больнице Цхинвали. По словам Цхурбати, во время ограбления завода "Эмальпровод" подозреваемые убили омоновца, но в перестрелке сами получили ранения и попали в госпиталь. "Затем их убили на больничной койке и выступили по телевидению, заявив, что так будет со всяким, кто попытается противостоять ОМОНу. Примерно через год самого командира ОМОНа убили по беспределу. И с тех пор это тянется", - рассказал активист "Эху Кавказа".

Цхурбати надеется, что Бибилов "положит конец беспределу". Пока же нарушения прав человека и отсутствие на них реакции властей втягивают Южную Осетию в международный скандал.

XS
SM
MD
LG