Привлечение к административной ответственности за участие в молебне 21 мая бывшего председателя Совета старейшин черкесов-шапсугов Руслана Гвашева вызвало возмущение черкесской общественности. Его признали виновным в участии в молебне в День памяти адыгов у Тюльпанового дерева в поселке Головинка и выплате штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Сам Руслан Гвашев написал на своей странице на Фэйсбук 8 июня, что “не просто участвовал в едином Дне памяти и скорби всех черкесов, я провел молебен по невинно убиенным предкам”. Также он отметил, что молча участвовало более 100 человек. Однако, ему не понятно, почему именно Адама Басто и его самого обвинили в нарушениях. Напомним, что Адама Басто, жителя поселка Головинка, оштрафовали через несколько дней после молебна на 30 тысяч рублей.
Черкесская диаспора в Турции, в частности, лидер Федерации Кавказских Ассоциаций (Каффед) Яшар Асланкая заявил на своей странице Фэйсбук, что с Русланом Гвашевым “обошлись незаконно, не в соответствии с международными правами, определяющими право на сохранение малочисленными народами своей культуры”.
Возмущенные ситуацией, черкесские общественники в России, при участии правозащитника Валерия Хатажукова, создали инициативную группу с объявлением сбора денежных средств в помощь Руслану Гвашеву. Кроме этого, 3 июня 2017 года состоялось экстренное заседание совета ОО "Кабардинский конгресс", посвящённое событиям в Западной Черкесии – Шапсугии (так черкесские общественные деятели иногда называют Краснодарский край – прим. “Кавказ.Реалии”), где за молебен, в День памяти жертв Русско-Черкесской войны были подвергнуты административному наказанию жители селения Большой Кичмай Руслан Гвашев и Айдамир Басто.
По итогам экстренного заседания членами совета было принято решение направить наблюдателей в Шапсугию для мониторинга ситуации. Также решили обратиться к ответственным и должностным лицам РФ по поводу “недопустимости подобного обращения с представителями коренного народа Черноморского побережья за следование своим традиционным обрядам и обычаям” - отмечают общественники.
Однако, выехавшая на место событий группа во главе с Анзором Ахоховым до места назначения не добралась. Активисты были остановлены на посту ГИБДД "Магри". Ахохов был подвергнут полицейскими долгой процедуре идентификации личности и снятию отпечатков пальцев, после чего ему заявили, что пребывание и передвижение на территории Большого Сочи должно быть согласовано с соответствующими структурами. Группе пришлось вернуться обратно.
Координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш рассказал “Кавказ.Реалии”, что считает проведение молебна (Тхьэлъэ1у – черкесск.) у дерева неотъемлемым элементом Традиционной религии черкесов, и он проводился там с незапамятных времен, даже в советский период. “Поэтому обвинение Гвашева в несанкционированном митинге считаю необоснованным” - говорит Руслан Кеш.
Мы должны знать врагов в лицо, по именам. Хватит прятать их за обезличенным термином "власть"
Черкесский общественник Аскер Сохт рассказал “Кавказ.Реалии” что считает, что “нужно искать цивилизованный выход из любой ситуации”. “Никому этот скандал славы не приносит. Потому органам власти Сочи и активистам “Адыгэ Хасэ” (общественного парламента) причерноморских адыгов-шапсугов необходимо провести встречу и цивилизованно урегулировать этот вопрос раз и навсегда” - отметил Сохт.
Председатель ОО “Кабардинский конгресс” Аслан Бешто считает, что “произошедшее с Русланом Гвашевым является следствием поиска врага там, где его нет”. “Но в ситуации когда какой - нибудь силовик решил любой ценой наказать непокорного шапсуга - как я вижу эту ситуацию -законность отступает на втоой план, поскольку законностью в данном постановлении и не пахнет. Приравнять памятный молебен и митинг - то же самое, что приравнять к митингу церковную службу” -говорит Аслан Бешто.
Черкесский активист Анзор Кабард в интервью с “Кавказ.Реалии” отметил возмутительность ситуации с Русланом Гвашевым. «Предки-бы ответили делом, но мы вынуждены словом. Зато в них можно не стесняться. Это откровенно враждебная акция открытого врага. И наш долг установить всю цепочку принятия и реализации данного решения. Мы должны знать врагов в лицо, по именам. Хватит прятать их за обезличенным термином "власть"» – говорит Анзор. По его словам, “это не сложно и в последние годы подобная публика перестала маскироваться”.