Ссылки для упрощенного доступа

Осетинский язык остался не у дел


Почему в бюджете 2017 года не нашлось статьи для родного языка?

В бюджете Северной Осетии 2017 года не предусмотрено ни рубля на сохранение и развитие осетинского языка, признанного ЮНЕСКО вымирающим.

Бюджет республики пока был принят только в первом чтении. Но изменений по этой статье расходов в нем, скорее всего, не будет.

Как рассказал в частной беседе корреспонденту «Кавказ.Реалии» один из депутатов парламента республики, в бюджете 2016 года на сохранение осетинского языка было заложено 6 миллионов рублей. "Однако из них не было израсходовано ни копейки. По нынешнему бюджету вопросов сейчас у депутатов очень много, поэтому вряд ли там появится статья расходов на сохранение языка, ведь в первую очередь будут решаться экономические проблемы", - отметил он.

Осетинский язык умирает не только по мнению ЮНЕСКО. На самом деле в Северной Осетии в семьях практически не говорят на родном языке, а в школах и детских садах детей учат только на русском, поэтому большая часть молодежи в лучшем случае может поддержать разговор на бытовые темы, тем самым оставляя литературный язык уделом лингвистов.

На самом деле в Северной Осетии в семьях практически не говорят на родном языке, а в школах и детских садах детей учат только на русском, поэтому большая часть молодежи в лучшем случае может поддержать разговор на бытовые темы, тем самым оставляя литературный язык уделом только лингвистов.

Первым тревогу об отсутствии мероприятий по сохранению осетинского языка забил профессор Тамерлан Камболов, который занимается этой проблемой не первое десятилетие.

"Ладно в 2016-м году в этом направлении ничего не делалось, даже в школы не были закуплены учебники, но у нас была надежда на 2017-й год", - возмущается эксперт.

Он отмечает, что поправки в бюджет - это обычное дело, но только тогда, "когда будут подготовлены программы по сохранению языка, которых на данный момент нет".

По мнению Камболова, занимавшегося до этого составлением таких программ, новая будет составлена непрофессионально.

"Кафедра осетинского языка Северо-Осетинского государственного университета при ее составлении не задействована, педагогический институт – не задействован. Специалисты кафедры ЮНЕСКО, института повышения квалификации, института гуманитарных и социальных исследований – все они оказались не нужны", - говорит профессор.

Как удалось выяснить, новую программу по сохранению языка составили специалисты министерства по делам национальных отношений, которые сейчас вносят туда поправки от министерств культуры, образования и науки, a также комитета по делам молодежи. Кроме того, ее необходимо согласовать с министерством экономразвития.

"Если даже сейчас в бюджет не заложены средства на ее реализацию, то это еще ничего не означает", - настаивает министр по делам национальных отношений Аслан Цуциев.

По его словам, глава региона сказал, что "средства будут изысканы". "Это могут быть внебюджетные источники. Если понадобится, будет привлечено и бизнес-сообщество", - подчеркнул чиновник.

Всего по планам на реализацию новой программы "Национально-культурное развитие осетинского народа", рассчитанной на три года, нужно от 8 до 10 миллионов рублей в год.

"Три года – это слишком краткосрочная программа, - уверен Тамерлан Камболов. - Принимать краткосрочные программы по долгосрочной проблеме – нелогично, несистемно, непоследовательно".

Камболов считает, что нужно разработать целую стратегию сохранения осетинского языка, подобно стратегиям социально-экономического развития.

Окончательно же проект республиканского бюджета будет принят 27 декабря, на последней в уходящем году парламентской сессии.

XS
SM
MD
LG