Ссылки для упрощенного доступа

"Одиночное заключение дается ему очень тяжело"


По европейским меркам, длительное содержание в одиночной камере приравнивается к пыткам (архивное фото)
По европейским меркам, длительное содержание в одиночной камере приравнивается к пыткам (архивное фото)

Заключенный, осужденный по делу о нападении на Нальчик, намерен обратиться в ЕСПЧ с жалобой на длительное содержание в одиночной камере и нарушение его прав в колонии.

Уроженец Кабардино-Балкарии Азамат Ахкубеков, отбывающий срок в колонии особого режима №8 в Якутии по делу о нападении боевиков на Нальчик в 2005 году, жалуется, что ему создали невыносимые условия содержания, держа в "одиночке" и лишая всякого общения, что негативно сказывается на его психике.

"В этой колоний какой-то свой порядок: все в камере должны быть судимы по одной статье. Там был еще один заключенный с 205 статьей (террористический акт), они сидели вместе, но потом сокамерника пытались заставить доносить на мужа, а когда тот отказался – их рассадили. Также они не хотят 'смешивать' с другими заключенными тех, кто исповедуют ислам. Азамата даже на прогулку стали выводить одного, чтобы пресечь общение с другими заключенными. Книги религиозного содержания были изъяты в апреле прошлого года на экспертизу и до сих пор не возвращены. Фактически он лишен всякого общения, находится в информационном вакууме. При этом штатный психолог отмечает у него склонность к суициду", - говорит жена заключенного – Айша.

"Кавказ.Реалии" рассказывал о деле Ахкубекова: в заявлении в "Межрегиональный центр прав человека" он сообщал, что сталкивается в колонии с исламофобными оскорблениями, угрозами и нарушениями его прав, а также писал, что у него отобрали религиозные книги и вещи. При этом заключенный не жаловался на физическое давление. Другой заключенный, Сергей Шаманаев, который некоторое время провел в одной камере с Ахкубековым, жаловался, что его принуждали к сотрудничеству сотрудники ФСБ, вынуждая доносить на сокамерника.

УФСИН по республике Саха, в свою очередь, заявила, что осужденный Ахкубеков "зарекомендовал себя с отрицательной стороны", получил за год 10 дисциплинарных взысканий за "систематическое нарушение режима содержания", не имеет поощрений, не реагирует на меры взыскания и не желает трудоустраиваться или обучаться. Угрозы и оскорбления в адрес заключенных в ведомстве не признали, а изъятие книг объяснили тем, часть имевшейся у него религиозной литературы в соответствии с федеральным списком Минюста РФ была признана экстремистской.

Жена Ахкубекова считает, что все нарушения Азамата сводятся к тому, что он находится на спальном месте в неположенное время, поскольку ему "просто нечем заняться": от трудоустройства и учебы он не отказывался – ему не предоставили таких возможностей, пресекая любое общение с другими заключенными.

"На свидании Азамат рассказал мне такой эпизод: он взял в библиотеке книгу из советской литературы под названием 'Разведчик', так оперативник отобрал ее, заявив, что ему такие книги читать не положено. То есть отношение к нему настолько предвзятое, что даже книга из тюремной библиотеки из-за одного названия вызывает такую реакцию", - говорит Айша.

Женщина рассказала, что в колонии существует платная телефонная связь "Ариадна", которой Азамату предложили пользоваться, несмотря на то, что по условиям содержания ему не положены частные звонки родственникам. Позже разрешение отменили, а недавно вновь позволили созваниваться с семьей. "У него нервная система уже никакая, одиночное заключение дается ему очень тяжело, в таких условиях эти «качели» - то разрешили, то запретили выглядят, если честно, как какая-то провокация", - говорит Ахкубекова.

Она отмечает, что писала много жалоб и в прокуратуру Якутии, и начальнику колонии №8, но те отвечают, что Ахкубекова содержат в одиночке по режимным соображениям.

"В соответствии с ч.4 ст.78 УИК осужденные, являющееся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены из исправительных колоний особого режима в тюрьму на срок не больше трех лет", - говорится в письме прокуратуры (есть в распоряжении "Кавказ.Реалии").

Теперь Ахкубекова намерена обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на содержание мужа в «одиночке». «Я отправила имеющиеся документы в правозащитную организацию, они нашли положительные аналогичные дела. Ведь по европейским меркам, длительное содержание в одиночной камере приравнивается к пыткам", - заключает собеседница "Кавказ.Реалии".

В ЕСПЧ уже находится жалоба Азамата на пытки в СИЗО Нальчика, нарушение права на свободу и несправедливое судебное разбирательство.

Ахкубеков был осужден на 16,5 лет за нападение на Нальчик 13 октября 2005 года. Причем суд согласился с тем, что он не принимал непосредственного участия в атаке боевиков.

XS
SM
MD
LG