Ссылки для упрощенного доступа

"История – это политика, опрокинутая в прошлое"


Герман Садулаев
Герман Садулаев

Финалист премии "Национальный бестселлер", автор книги "Я – чеченец!" Герман Садулаев выпустил новый роман "Иван Ауслендер" и рассказал "Кавказ.Реалии", почему не надо ругать Сталина.

- Начнем с последнего: вы написали весьма саркастичную книгу о "белоленточном" движении. И это при том, что в протестах 2011-2012 годов сами участвовали. Как так вышло?

- Внешним поводом и стимулом для написания книги действительно явился опыт участия в протестном движении 2011-2012 годов. Не скажу, что он полностью меня разочаровал. Это был интересный социальный и личный психологический эксперимент. Но он, конечно, обнажил проблемы российского гражданского общества. Проблемы его недоразвитости.

- В 2017 году российское гражданское общество, на ваш взгляд, по-прежнему находится в зачаточном состоянии?

- Мы находимся в сложном положении. И российское гражданское общество проходит свой путь формирования. Он осложнен внешнеполитической обстановкой, которая раскалывает страну на два непримиримых лагеря. И это состояние неестественно для общества, потому что граждане должны быть объединены общей целью – любовью к своему обществу, своему государству. Хотя они, безусловно, могут иметь разные точки зрения на то, как наше государство должно развиваться. Разнообразие и плюрализм мнений – это необъемлемая часть гражданского общества. Но они не должны приводить к гражданской войне и к такой поляризации.

- Кстати, о поляризации. 23 февраля – это День защитника Отечества или День памяти и скорби вайнахов?

- Не отмечаю обе даты. Ни праздниками, ни протестными мероприятиями. Депортация - величайшая трагедия для многих народов. Не только ведь чеченский народ пострадал. Но нам сейчас трудно давать оценки, было ли это, например, оправданно. Я бы хотел, чтобы этого не было. Но история такая, какая есть. Мы не можем изменить наше прошлое.

- Но можем признать ошибки. Так, например, поступила Германия, осудив гитлеризм. Парламент Ингушетии сделал шаг в этом направлении: запретил оправдывать Сталина.

- Подобные инициативы связаны с популистскими настроениями ряда политиков.

Мы покорили космос, подняли целину, победили фашизм, но при этом мы же построили ГУЛАГи.

Раньше делали ошибку, привязывая все достижения советского народа к Сталину. Выходило, что чуть ли не Сталин победил фашистов, лично выковал атомное оружие, вспахивал все поля, работал на всех заводах. Был гипертрофированный культ личности. Сейчас ударились в другую крайность – теперь Сталин во всем виноват. Но не стоит гипертрофировать значение одной личности. Дело не столько в личности, сколько в определенном социальном строе, в определенном периоде нашей истории и т.д.

Это наш народ совершал великие деяния и в то же самое время делал трагические вещи. Это были мы. Делали это с собой мы.

Мы покорили космос, подняли целину, победили фашизм, но при этом мы же построили ГУЛАГи, потворствовали политическим репрессиям. Не надо обвинять какую-то партию, идеологию, каких-то прилетевших с Марса на немецкие деньги большевиков.

Вряд ли можно как-то решить вопрос, увековечивая чью-то память или, наоборот, отрицая роль в истории. Нам нужен взвешенный и объективный подход.

Не знаю, что мы сегодня можем делать, но не считаю, что каждый должен расчесывать свой холокост, припоминая друг другу былые обиды. Это контрпродуктивно. Кому, например, сейчас мы ставим в укор это выселение? Центральной российской власти? Причем тут центральная власть современной Российской Федерации?

- А притом, что Кремль может хотя бы признать, что сталинские репрессии – это зло, однако вместо этого министры рассуждают о том, что Сталин, оказывается, был не так уж плох. А глава Чечни Рамзан Кадыров переносит День памяти и скорби на 10 мая.

- В республиках, которые затронула депортация, 23 февраля может быть Днем памяти. Не считаю, что это противоречит федеральному законодательству. А праздновать ли 23 февраля День защитника Отечества – это личный выбор человека.

Не считаю, что каждый должен расчесывать свой холокост, припоминая друг другу былые обиды.

Понимаю, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. Поэтому призывы не политизировать историю, конечно, звучат благоразумно. Но они невыполнимы. Наша история будет политизироваться. Могу лишь призвать к чувству меры. Уважайте своих родителей, предшественников, чьими правопреемниками мы являемся в этой стране. Не надо огульно очернять свое прошлое, но и не надо огульно обелять.

- Сталин, вы правы, не строил ГУЛАГи, не писал доносы. Но почему наши предки это делали?

- Знаю, что очень плохо в споре переводить стрелки на других, но если внимательно изучите историю XX века, то убедитесь, что это было везде. Везде были лагеря – и в той же Америке, и в Европе (не только нацистской). Японцы зверствовали в оккупированном Китае. XX век был очень тяжелым для человечества.

Не имею права судить людей, которые жили в кольце непридуманных врагов, фашистов, готовых растерзать, убить, уничтожить. В то время как сейчас сижу в комфортном автомобиле, еду по прекрасному Невскому проспекту, разговариваю с вами…

Люди тогда только научились читать, заменили деревянную соху на железную и над ними постоянно стоял призрак голода. Они видели, как голодали их родители, могли видеть, как от голода умирают их дети. Можем ли мы понять, почему они так поступали? Сомневаюсь.

- Кто для вас Иосиф Сталин?

- Сталин – это глава огромного, великого советского государства, объединившего большую часть Евразии. Государства, в котором жили десятки миллионов людей. Государства, которое сокрушило фашизм. Государства, которое было примером для всего мира (мы продемонстрировали, что не только капитализм возможен).

Сталин – историческая фигура, сопоставимая с Чингисханом и Наполеоном.

Сталин – историческая фигура, сопоставимая с Чингисханом и Наполеоном, превосходящая Черчилля и Рузвельта во много раз.

Мы должны относиться к нему как к исторической личности. Точно также, как мы относимся к Владимиру Красное Солнышко, Ярославу Мудрому и к Ивану Грозному, чья биография тоже весьма сложна.

- Кто для вас Рамзан Кадыров? Ведь вы, по его мнению, "не чеченец" и "даже не человек".

- Да я ни с кем не ссорился. Он имеет свое мнение, высказал что-то в эмоциональном состоянии, в которое его ввели какой-то цитатой, выдернутой из контекста. Я остался при своем мнении.

Не склонен это очень серьезно воспринимать.

Я ни с кем не борюсь. У меня нет никакого желания бороться с какими-то личностями. Вполне уважительно отношусь ко всей российской государственной системе. И к президенту России, и ко всем назначенным главам регионов. Критикую их, конечно, как коммунист, как член оппозиционной партии, но все в рамках закона. Критика нужна, она полезна, но протест ради протеста – явно не мое.

XS
SM
MD
LG