Ссылки для упрощенного доступа

"Не хотел стать соучастником террора": бежавшие в Казахстан от мобилизации уроженцы Кавказа


Прибывшие в казахстанский Уральск россияне в местном центре обслуживания населения. 26 сентября 2022 года
Прибывшие в казахстанский Уральск россияне в местном центре обслуживания населения. 26 сентября 2022 года

Эту статью можно прочитать и на чеченском языке

Одним из популярных направлений среди бегущих от военной мобилизации в России стал Казахстан. По разным данным, за несколько месяцев в страну въехали около миллиона россиян, треть из которых до сих пор остаются там.

Многие из уехавших вскоре столкнулись с проблемами с пребыванием в стране. Без разрешения на временное проживание (РВП) граждане России могли находиться в Казахстане только 90 дней. При этом отсчет обнулялся, если вновь въехать на территорию страны. Но с 27 января правила изменились: жить в Казахстане без РВП разрешено не больше трех месяцев в течение каждого 180-дневного периода.

Уехавшие в Казахстан уроженцы регионов Северного Кавказа рассказали редакции Кавказ.Реалии об отношении к войне, причинах переезда и трудностях жизни в новой стране.

"Ни один полицейский ко мне не подошёл"

Отец троих детей 33-летний Гасан Магомедов из Дагестана опасался, что местные власти "будут забирать всех без разбора" на войну, не принимая во внимание никакие предусмотренные законом права.

"У меня не было никакого желания ехать на войну, развязанную диктатором из-за его амбиций. На тот момент весь мир знал о зверствах российских военных в Буче, в Ирпене и в других местах, и я точно не хотел, надев форму российского солдата или мобилизованного, стать соучастником этого террора", – рассказывает Гасан Магомедов.

Ни один полицейский ко мне не подошёл, не проверил паспорт и регистрацию. Как-то было непривычно после Москвы

Его опасения подтвердились: вскоре Магомедову принесли повестку по месту жительства. По его словам, эмиграция уже обсуждалась в его семье после аннексии Крыма, но окончательное желание уехать сформировалось после начала полномасштабного вторжения России в Украину.

По словам собеседника, главные трудности в Казахстане были связаны с ценами на жилье. Кроме того, на момент его приезда в страну начали действовать санкции с последующими ограничениями на банковские операции. При этом сильно помогали местные жители, говорит собеседник.

"Как только кто-то узнавал, что мы релоканты, сразу предлагали свою помощь, спрашивали про жильё, предлагали переехать к ним. Встретил многих иммигрантов, которые жили у казахов дома. Во многих городах местные создавали чаты помощи приезжим. Ни в Армении, ни в Казахстане, ни в Кыргызстане ни один полицейский ко мне не подошёл, не проверил паспорт и регистрацию. Как-то было непривычно после Москвы, где такое на каждом углу", – сравнивает он.

Гасан сейчас находится в Кыргызстане и собирается поехать в Россию, чтобы сделать новый загранпаспорт и вернуться в Казахстан.

"Если будет вновь опускаться железный занавес, думаю, успею уехать. Как постоянное место жительства рассматриваю Казахстан. Особенно понравился Актау. Маленький уютный развивающий город, который вполне может стать главным курортом Каспийского моря", – говорит он.

"Помогли волонтеры мусульманской общины"

Домой к 30-летнему Магомеду Гаджиеву из Дагестана участковый пришел с повесткой рано утром 23 сентября. Ее вручили супруге. Гаджиев ранее проходил срочную службу в 2014–2015 годах, но никакой военной профессией, по его словам, он не овладел, в боевых действиях не участвовал. Но после того как президент России Владимир Путин 21 сентября объявил мобилизацию, Гаджиев уехал в день получения повестки с помощью друзей.

"Проезд через границу был отдельным квестом, нужно было найти водителей, которые провезли бы нас через границу, так как ее нельзя было проходить пешком, – вспоминает Гаджиев. К нашему приезду в ночь 24 сентября общая очередь составляла более семи километров. Цены были аховые – на наших глазах цена провоза одного человека через границу поднялась с 20 до 30 тысяч, а проезд вне очереди (этим занимались люди, предположительно, связанные с российскими пограничниками. – Прим. ред.) – от 50 до 100 тысяч рублей за человека".

Магомеду повезло найти водителя на относительно близком расстоянии к погранпереходу, и уже на следующий день он пересек границу. Приехавшие в города Казахстана граждане России в основном были мобилизационного возраста первой категории (до 35 лет), некоторые были с семьями, говорит Магомед. Это, по его словам, сказалось на ценах на жилье – они поднялись в два-три раза.

"До мобилизации за 10–12 тысяч рублей можно было снять двухкомнатную квартиру в обычном среднем городе Казахстана, после мобилизации в пригородах Алматы аналогичное жилье можно было снять за 25 тысяч, так что можете представить себе цены в самом Алматы", – объясняет собеседник.

Поэтому, по совету своих казахстанских друзей, Гаджиев выбрал для длительного проживания провинциальный город. Собеседник также с благодарностью вспоминает о местных жителях, которые оказывали прибывшим волонтерскую, гуманитарную помощь.

"Нам, кавказцам, помогли на месте волонтеры местной мусульманской религиозной общины, предоставили жилье на первое время. Но некоторым пришлось ночевать прямо во дворах на скамейках. При этом мы видели, что некоторые жильцы квартир в этих дворах приглашали переночевать таких россиян", – говорит собеседник.

Магомед вернулся в Дагестан – там у него остались жена и дети. Но он не исключает возможности вернуться жить в Казахстан в будущем, но уже с семьей.

"Здесь не смотрят на твою национальность"

35-летний Аслан Оздоев из Ингушетии решил остаться в Казахстане и получить разрешение на проживание. Он также оказался здесь из-за опасений принудительной отправки на войну против Украины.

"Я в 90-х годах жил в Казахстане, я был тогда подростком. При этом понимал, что время изменилось и страна изменилась, и то, как я воспринимал ее в детстве, может сильно разниться с реальностью. Но я решил рискнуть. Сказал родителям, сказал жене с детьми готовиться, купил билет из Москвы и улетел", – вспоминает собеседник.

Оздоев особо отмечает и помощь земляков, оказавшихся в Казахстане, и самих местных жителей.

Мне особенно тут нравится отсутствие национализма. Это прекрасное чувство, когда ты не ощущаешь себя чужим

"Я жил сначала у ингушей. Что мне особенно тут нравится – это отсутствие национализма. Это такое прекрасное чувство, когда ты не ощущаешь себя чужим. Я жил много лет в Москве и там это чувство меня не покидало. Здесь же не смотрят на твою национальность, а самое главное, казахи в очередной раз доказали, что они готовы помочь в трудной ситуации. Они приняли моих депортированных предков в 1944 году и приняли сейчас огромное число россиян", – подчеркнул собеседник.

Оздоев также считает главной трудностью высокие цены на жилье – спасли сбережения и возможность удаленной работы. Сейчас его семья проходит процедуру легализации в условиях ужесточенных правил пребывания в стране.

"Изначально все немного напряглись из-за изменившихся правил, но для тех, кто действительно хочет остаться, нет проблем в том, чтобы собрать документы", – говорит собеседник.

По мнению политолога Ислама Кураева, Казахстан был первой отправной точкой для бежавших от войны россиян, но их поток в страну значительно упал в этом году. Страна не была готова к такому наплыву и фактически миграция не прошла бесследно для региона, подчеркивает он.

"Власти никак не препятствовали въезду россиян. Власть, наоборот, в какой-то мере поощряла это. Однако все это привело к резкому росту цен почти на все продукты питания, на недвижимость и на много чего еще. В итоге в России дешевле, чем в Казахстане, продукцию туда начали возить из других стран", - говорит Кураев.

Собеседник отмечает, что из-за таких последствий среди местных жителей существуют разные настроения по отношению к новоприбывшим: от негативных до крайне позитивных. По его словам, россияне быстро адаптируются к местным порядкам. В целом "ситуация спокойная и стабильная", – заключил Кураев.

 Желающим избежать мобилизации ограничивают выезд из России
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:08 0:00

***

Многочасовые пробки перед границей, завышающие цены таксисты, тревожное ощущение путешествия в один конец и неожиданная помощь со стороны незнакомых людей: со всем этим столкнулись россияне, которые после объявления мобилизации в спешке покидали страну. Значительная часть бежавших находится сейчас в Казахстане. По данным МВД Республики Казахстан, только с 21 по 27 сентября в эту страну въехало порядка 98 тысяч россиян.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал оказать содействие всем приезжающим в страну россиянам после объявления "частичной мобилизации" в России. Об этом он заявил на встрече с общественностью Туркестанской области.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG