Ссылки для упрощенного доступа

"Мы идем к межнациональному конфликту". Пастбища в Дагестане стали предметом спора


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Конституционный суд Дагестана признал не соответствующими Конституции несколько пунктов местного закона о землях отгонного животноводства. Теперь стихийно образовавшиеся на этих территориях поселения могут обрести официальный статус. Этим недовольны коренные жители равнинной части республики.

Земли отгонного животноводства, расположенные на равнинной части Дагестана, имеют статус сельхозназначения. Однако десятилетиями они обрастали поселениями (кутанами), образованными жителями горных районов. Из постановления Конституционного суда следует, что таких поселений уже 120 и в них проживает около 80 тысяч человек. У большинства поселений нет официального статуса, соответственно, нет самоуправления. Дома у жителей не оформлены в собственность, а у людей нет прописок по месту проживания. В постановлении суда отмечено, что в Советском Союзе переселение горцев на равнину поощрялось и поддерживалось государством. Им предоставляли льготы и кредиты. Как следствие, скотоводы обосновывались в кутанах с семьями на постоянной основе. На этих землях построены дома, дороги, проложены коммуникации.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

"Имеются факты, когда в поселениях за счет средств бюджета построены современные здания для школ, но они на протяжении ряда лет не вводятся в эксплуатацию из-за отсутствия решений об отводе земельных участков под строительство. По этой же причине не могут пробурить артезианские скважины, провести другие коммуникации", – отмечено в постановлении.

Как рассказали Кавказ.Реалии в региональном отделении Общероссийского народного фронта, в двух селах – Ибрагимотар и Новая Урада – из-за статуса земли неоткрытыми оставались две школы, построенные еще в 2018 году.

"После того как членами нашего штаба этот вопрос был озвучен главе, дело сдвинулось с мертвой точки и в сентябре обещали ввести эти школы в эксплуатацию", – рассказали в пресс-службе местного отделения ОНФ.

По мнению Конституционного суда, люди, поколениями проживающие на землях отгонного животноводства, лишаются прав, положенных им по месту жительства. В итоге он признал неконституционным закон о землях отгонного животноводства (он был принят в 1996 г.) в той части, которая запрещает людям возводить дома, регистрировать право собственности, прописываться и образовывать населенные пункты на этих землях. Законодательному органу Дагестана, судя по постановлению, надлежит урегулировать ситуацию, переведя земли, занятые поселениями, из категории сельхозназначения в категорию земель населенных пунктов.

"Они незаконно пришли туда, где нельзя было строить"

Постановление суда, вынесенное 7 июля, вызвало недовольство жителей равнинных районов, на которых расположены земли отгонного животноводства. 14 июля более ста жителей Кумторкалинского, Каякентского, Бабаюртовского, Карабудахкентского районов собрались на центральной площади Махачкалы, требуя встречи с председателем суда Магомедом Халитовым. По данным "Черновика", собравшиеся просили его принять пять-шесть человек – по представителю с каждого района. Однако Халитов был согласен принять только одного, поэтому встреча тогда не состоялась.

Председатель "Национального совета кумыкского народа" (кумыки проживают на равнинной части Дагестана. – Прим. ред.) Абсалитдин Мурзаев считает постановление суда безграмотным. Оно, по его мнению, вынесено без привлечения экспертов и не имеет прикладного характера. По его словам, решение суда не дает проживающим в кутанах жителям права регистрировать собственность. Для этого, как отметил Мурзаев, необходимо поменять статус земли, а этим занимается Народное собрание.

Это долгий процесс, и нужно было обдумать, а не с кондачка это делать

"Пока статус-кво. Надо было поработать, надо было поговорить, надо было пригласить экспертов. Это долгий процесс, и нужно было обдумать, а не с кондачка это делать. Те, кто на этих землях построили дома, сделали это незаконно. И как они могут бить себя в грудь и говорить, что их конституционные права ущемлены", – возмущается Мурзаев.

Он не согласен с аргументом, приведенным в постановлении суда, согласно которому государство само стимулировало переселение людей и поощряло этот процесс строительством там коммуникаций и госучреждений.

"Это были не государственные средства, это было разбазаривание государственных средств на незаконное строительство. Это было лоббируемое переселение своих народов на равнину и отъем земель представителями двух доминирующих этносов, которые владели Дагестаном. Кто имел право строить в поселениях, которые образовались стихийно?" – говорит Мурзаев.

"Как можно жить в Махачкале, если вокруг будет пустыня?"

Присутствовавший на сходе недовольных постановлением суда историк-правовед Абдулнасыр Кадыров в беседе с Кавказ.Реалии отметил, что на землях отгонного животноводства содержится в несколько раз больше овец, чем положено по нормативам. На 1 млн 726 гектарах земли отгонного животноводства, по его словам, пасется около пяти миллионов овец, в то время как на эту территорию полагается не более миллиона. Превышение этого норматива, а также круглогодичное использование пастбищ вместо сезонного привели, по словам Кадырова, к экологической катастрофе.

До того как началась усиленная эксплуатация земли, трава росла по пояс и выше, сейчас ее нет

"Произошла эрозия почвы. В районах, где раньше, до того как началась усиленная эксплуатация земли, трава росла по пояс и выше, сейчас ее нет. Начались песчаные бури, обнажаются кладбища. Картина удручающая. Регулярно происходят пылевые бури в сторону Махачкалы. Нужно это остановить. Если не сделать этого, почвы не будет. Как можно жить в Махачкале, если вокруг будет пустыня? Почва вытоптанная, измученная. Я не знаю, что с ней надо сделать, чтобы она восстановилась", – сказал Кадыров.

Резкое уменьшение поголовья скота, по его словам, мера непопулярная, так как это навредит рынку. Он предлагает перебазировать овцеводов в другие, благоприятные для скотоводства регионы страны. А выпас скота сверх нормы запретить, поручив контроль за исполнением этого прокуратуре.

По его мнению, Конституционный суд обошел молчанием главный пункт проблемы – чьи это земли.

"Они же принадлежат не тем людям, кто там обосновался. Эти дома построили незаконно. Произошло нецелевое использование земель отгонного животноводства. Это беззаконие. По шариату это нарушение исламских законов, а по государственным законам – уголовное преступление. На этих землях были разрушены и выселены кумыкские и ногайские села. Я бы их не обозначал по национальному признаку, но сейчас из-за решения суда мы идем к межнациональному конфликту", – сказал Кадыров.

"Человек не может бесконечно висеть в воздухе"

Зампредседателя движения "Российский конгресс народов Кавказа" Деньга Халидов не согласен с тем, что узаконивание так называемых прикутанных поселений нарушает права жителей равнины. По его мнению, легализация прав этих людей – давно назревшая мера.

"Во-первых, по Гражданскому кодексу, если человек двадцать и более лет живет на земле, обрабатывает её, построил дом и живёт в нем, он автоматически получает право распоряжения и пользования этой землей. Человек не может бесконечно висеть в воздухе без прав. Во-вторых, по мусульманскому праву, которым часто руководствуются в Дагестане, человек, который получил надел от государства и своим трудом обрабатывал его, становится полноправным хозяином этой земли. Об этом более чётко могут высказаться алимы – кадии",– отметил Халидов.

Он рассказал, что в 2014 году правительство Дагестана вынесло постановление, на основе которого домовладения на прикутанных землях начали получать "зеленку" (жаргонное название свидетельства о регистрации права на недвижимое имущество в Дагестане. – Прим. ред.). Однако в октябре 2017 года действие этого постановления, по его словам, "втихую было приостановлено".

Кое-кто пытается вытеснить горцев с равнины – якобы "это наша земля"

"Огромные участки земли никем не обрабатывались, потому что не было ни живой силы, ни техники. Никому из горцев-переселенцев не выделяли землю, отняв ее у того, кто там жил. Кое-кто пытается вытеснить горцев с равнины – якобы "это наша земля". Нельзя забывать, что земля в Дагестане до советского периода была объектом купли-продажи и богатые общины или крупные барановоды покупали или арендовали на равнине тысячи гектаров. А традиция выделения горским джамаатам в аренду прикутанных земель уходит в глубь веков", – рассказал Халидов.

По мнению юриста Арсена Магомедова, конфликт с землями отгонного животноводства опасен и может повлечь серьезные последствия для Дагестана. Проблему, уверен Магомедов, надо решать общественным диалогом, а не только юридически.

"Я думаю, что сначала нужно провести "полевые" исследования, опросы, интервьюирование, чтобы определить "боль" каждой из сторон этой проблемы. После нужно проанализировать ее, предложить варианты. А дальше необходимо публичное обсуждение этих вариантов с заключением социального "договора" между сторонами и только в финале – изменение законов", – сказал Магомедов.

По данным Минимущества, в отличие от данных Конституционного суда, населенных пунктов на этих территориях не 120, а 210. Тем не менее количество жителей прежнее – 80 тысяч.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG