Ссылки для упрощенного доступа

Кто заказал салафитского имама Цечоева?


Осужденный по делу о покушении на имама указывал на депутата Адама Делимханова (на фото)
Осужденный по делу о покушении на имама указывал на депутата Адама Делимханова (на фото)

Согласно следствию, уроженцу Чечни обещали 30 тыс. долларов за помощь в покушении на ингушского проповедника

Уроженец Грозного Рустам Аптаев признан виновным в причастности к попытке убийства ингушского салафитского проповедника Исы Цечоева. Теперь вопрос в том, сможет ли следствие назвать имена заказчиков этого преступления - учитывая, что осужденный заявлял о возможной причастности к покушению депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова.

37-летний житель Грозного Аптаев, задержанный прихожанами Али-юртовской мечети 13 декабря 2016 года, решением Назрановского районного суда признал виновным по ч.3 ст.30, ч.2 ст.105 УК (покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, общеопасным способом) и ч.2 ст.222.1 УК России (незаконное хранение и перевозка боеприпасов) и приговорен к 10 годам колонии строгого режима с ограничением свободы на год и штрафом в размере 100 тысяч рублей.

Приговор озвучен 4 апреля. Согласно стороне обвинения, в неудавшемся покушении на имама осужденный Аптаев должен был сообщить следовавшим за ним соучастникам о нахождении имама в мечети. За это ему якобы обещали 30 тысяч долларов. Однако родные Аптаева отрицают его связь с покушением на Цечоева. По их словам, он оказался в мечети с другой целью: выполняя просьбу знакомого довезти его до Назрани, по пути заехал в мечеть помолиться.

Как рассказала "Кавказ.Реалии" адвокат Луиза Бураева, которая участвовала в деле на стадии следствия, к Аптаеву применяли пытки. Она полагает, что на уроженца Чечни хотели навесить ряд нераскрытых дел.

Расследование преступления продолжается. Однако сможет ли следствие назвать имена заказчиков этого преступления — остается под сомнением.

Напомним, это не первое покушение на имама, чьи проповеди доставляют неудобство режиму Кадырова.

Глава Чеченской республики критиковал салафитских религиозных деятелей из соседней республики за открытую проповедь и критику суфизма. Так, 2 февраля 2016 года на сходе последователей суфизма в Грозном Кадыров заявил, что запрещает вести диалог с салафитами. При этом он высказался с критикой в адрес имамов из Ингушетии Хамзата Чумакова и Исы Цечоева, сказав, что если они попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы".

Однако Цечоеву и Чумакову нет надобности читать проповеди в Чечне. Они свободно делают это посредством интернета: в сети оба проповедника весьма популярны среди вайнахов, что и вызывает раздражение Кадырова, желающего установить свою монополию на исламском поле Северного Кавказа.

В самой Ингушетии также есть силы, которые так или иначе подстрекают чеченские власти к агрессивной риторике в отношении этих проповедников. Так, претензии к популярным имамам имеет и муфтий Ингушетии Иса Хамхоев (он даже как-то пытался взять штурмом мечеть Чумакова в Насыр-Корте), и последователи вирда Батал-хаджи Белхороева. Первый - за неподконтрольность, а вторые - за то, что последователи их ордена переходят к салафитам.

XS
SM
MD
LG