Ссылки для упрощенного доступа

Как за Тереком ловили ИГИШ


Шамиль Умалатов, предполагаемый лидер группы, задержанной в Шелковском районе
Шамиль Умалатов, предполагаемый лидер группы, задержанной в Шелковском районе

В Чечне неспокойно, несмотря на стремление властей поставить под контроль всю общественную жизнь в республике

За последние месяцы ситуация в Чечне заметно обострилась. Вооруженные инциденты свидетельствуют об определенной активизации исламского вооруженного подполья. В разных частях республики идут задержания молодых людей, замеченных в симпатиях к радикальному исламу. Под подозрение может попасть всякий, кто не посещяет официальные мечети и не участвует в суфийских религиозных обрядах. Только в период с 17 декабря 2016 по 16 января 2017 года по официальным данным было задержано 60 человек по обвинению в связях с радикальной ораганизацией Исламское Государство (ИГ).​

В начале февраля волна задержаний дошла и до затеречных районов республики. Согласно распространенной СМИ информации, в Шелковском районе Чечни были задержаны семь местных жителей, подозреваемых в принадлежности к ИГ.

По данным чеченских полицейских, задержанные 1 февраля люди раннее попадали в поле зрения правоохранителей, но тогда их отпустили после профилактической беседы. Двое из них работают программистами в больницах, остальные — студенты. Лидер группы Шамиль Умалатов, по информации силовиков, - дипломированный юрист. В прошлом году он уже задерживался силовиками.

По официальной версии, задержанные в Шелковском районе уже дали признательные показания о том, что намеревались уехать в Сирию.

Правоохранительные органы утверждают, что Умалатов пытался уехать в Сирию в 2016 году, но после профилактической беседы с представителями властей передумал и остался дома. На практике это означает, что у властей не было достоверной информации о намерении Умалатова уехать в Сирию, иначе бы он был осужден, как это практикуется в последнее время в Чечне.

Как утверждают власти, задержанные в Шелковском районе уже дали признательные показания о том, что намеревались уехать в Сирию. Такое признание подпадает под статью 208 УК РФ, ч.1 ст.30 и ч. 2 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем). Источник в правоохранительных силах Чечни сообщил, что «они тесно общались через социальные сети с вербовщиком ИГ, который находится за пределами Российской Федерации. Его данные также известны».

Аресты жителей Шелковского района были проведены не местными силами ОВД или УФСБ по Шелковскому району, а приезжими из Грозного.

Говоря о задержанных, полицейские попытались представить их как настоящую подпольную группу. Якобы все члены группы были замкнуты исключительно на лидера и не знали других членов. Такое утверждение кажется маловероятным, поскольку все задержанные не просто соседи, но и состоят в родственных связях друг с другом. Непонятно также, почему подозреваемые были впоследствии отпущены до выяснения обстоятельств, если они и вправду были такими опасными. Освобождение подозреваемых говорит о том, что у властей нет никаких фактов, подтверждающих намерение задержанных перебраться в Сирию.

Аресты жителей Шелковского района были проведены не местными силами ОВД или УФСБ по Шелковскому району, а приезжими из Грозного. По информации, полученной "Кавказ.Реалии" от свидетелей арестов, местное отделение полиции даже посочувствовало задержанным и никакой агрессивности к ним не проявляло, в отличие от гостей из Грозного.

По данным "Кавказского Узла", родственники задержанных отвергают обвинения, выдвинутые властями.

Постоянная угроза ареста за "неправильные" взгляды, видео, фотоматериалы и песни, скачанные из интернета, делают обстановку в регионе невыносимой для огромной части молодежи. Но, как правило, выход из этой ситуации ищут не в бегстве в Сирию, а в стремлении перебраться в Европу через белорусский Брест. Чеченские беженцы месяцами ожидают возможности выехать в ЕС в надежде на защиту от преследований дома.

XS
SM
MD
LG