1 октября Центробанк РФ объявил о начале онлайн-голосования за символы для новой банкноты, посвященной Северо-Кавказскому федеральному округу. На лицевой стороне 500 рублей будет изображена одна из достопримечательностей Пятигорска, на оборотной – один из объектов регионов Северо-Кавказского федерального округа.
4 октября глава Чечни Рамзан Кадыров призвал в своем Telegram-канале голосовать за комплекс "Грозный-Сити": "Он символизирует нашу победу над международным терроризмом, возрождение Чеченской Республики в составе России и начало новой эпохи мирной созидательной жизни". Кадыров предложил тем, кто проголосует сразу на четырех платформах, десяток iPhone 17.
Некоторые провоенные блогеры заявили, что голоса за "Грозный-Сити" накручивают, и стали агитировать за Эльбрус. В националистической "Русской общине" в потенциальном новом дизайне купюры усмотрели "антироссийскую и христианофобскую диверсию" и попытку стереть "русскую историю": на 500-рублевой купюре изображен Соловецкий монастырь в Архангельской области.
К националистам и Z-блогерам присоединились депутаты. Вице-спикер Госдумы Вячеслав Даванков организовал конкурс с розыгрышем футболок и путевки в санаторий.
После того, как Центробанк оставил только один из четырех способов авторизации и один человек больше не мог голосовать несколько раз, чеченский министр по нацполитике Ахмед Дудаев обвинил Банк России в поддержке националистов и содействии межнациональной розни
В результате банк решил отменить голосование: "Мы столкнулись с большим количеством попыток техническими средствами увеличить количество голосов за некоторые объекты. Это не позволит подвести объективные итоги голосования".
Банк России пообещал провести новое голосование – даты объявят позже.
Параллельно с этим разгорается другой скандал – между Кадыровым и депутатом Госдумы Шамановым по поводу переименования чеченских станиц.
25 сентября депутат и генерал Владимир Шаманов выступил с критикой законопроекта о переименовании населенных пунктов Чечни: "Мало того, что сначала русскоязычное население вышвырнули оттуда, теперь и названия стираете. Это история нашего государства. Вы что творите?".
Кадыров назвал Шаманова "гиеной" и пригрозил судом.
Почему для Кадырова так важен "Грозный-Сити" на 500-рублевой купюре и в чем подоплека конфликта между Кадыровым и Шамановым? Обсуждаем с главным редактором "Новая газета Европа" Кириллом Мартыновым и правозащитником Мусой Ломаевым.
Центробанк России отменил онлайн-голосование по новому дизайну купюры в 500 рублей. Вскоре там планируют назначить новые даты голосования. Символы останутся теми же, но голосование пройдет по новым условиям, "которые исключат возможность недобросовестных действий". Для лицевой стороны купюры предлагалось выбрать одну из шести достопримечательностей Пятигорска, для оборотной - один из 16 объектов Северного Кавказа.
В выборе объекта для лицевой стороны купюры лидировали Академическая (Елизаветинская) галерея, скульптура орла, терзающего змею, гора Бештау и Лермонтовская галерея. Среди символов для оборотной стороны побеждали гора Эльбрус, комплекс "Грозный-Сити" и Дербентская крепость.
Почему Рамзану Кадырову так важно, чтобы на новой купюре был изображён комплекс "Грозный-Сити", рассуждает правозащитник из Чечни Муса Ломаев:
Для Рамзана Кадырова это символ успеха, символ того, что Грозный целиком и полностью восстановлен после победы над так называемым международным терроризмом
– "Грозный-Сити" – это визитная карточка сегодняшней Чечни. Но визитная карточка была в комплексе с мечетью "Сердце Чечни", а для купюры предложили просто "Грозный-Сити". Для Рамзана Кадырова это символ успеха, символ того, что Грозный целиком и полностью восстановлен после победы над так называемым международным терроризмом. Конечно, обычные жители Чечни этого мнения не разделяют, потому что каждый день переживают ужасы того геноцида, который происходит на территории республики на протяжении последних 25 лет. До сих пор чеченцы ощущают на себе те ужасы, которые переживали в активной фазе боевых действий.
То есть людей так же, как и тогда, похищают. Люди лишены свободы мнения, люди абсолютно запуганы, люди лишены свободного заработка, то есть они целиком и полностью зависят от этого режима. Поэтому никакого символа какой-то победы или свободы чеченский народ в "Грозном-Сити" не видит. Сегодняшняя Чеченская республика – это 100% дотационный регион. Там нет промышленности, нет заводов, нет фабрик, в Чечню нет никаких инвестиций, потому что все международные организации считают этот регион нестабильным. На протяжении последних 25 лет чеченцы уезжают из Чечни, и каждый раз, когда та или иная семья или тот или иной чеченец оказывается в Европе, он рассказывает, через какие ужасы этого режима он прошёл, – говорит правозащитник Муса Ломаев.
О том, что могло бы символизировать появление комплекса "Грозный-Сити" на купюре в 500 рублей для современной России, рассуждает главный редактор Новой газеты Европа Кирилл Мартынов:
Если честно, этот символ в современной воюющей России был бы как раз довольно уместен
– Если честно, этот символ в современной воюющей России, страшной России, наполненной репрессиями и разрушенными человеческими судьбами, был бы как раз довольно уместен. Потому что мы знаем, что, как часто бывает, сначала Кадыров построил свой режим под себя, параллельно с укреплением диктатуры Путина. А потом многие практики, которые казались для России такими уж слишком жестокими, слишком связанными именно с Чеченской республикой, начали распространяться на другие части России. Как раз закреплением этого процесса и его символическим признанием было бы отображение символа кадыровской власти на российской банкноте.
Я думаю, что для Кадырова, конечно, очень важно добиться этого результата для того чтобы показать, что он, что называется, жив и остаётся легитимным руководителем республики, что у него по-прежнему особые отношения персонально с Путиным, и что он может навязать свою волю не только жителям Чечни, но и всем россиянам, которым просто некуда деваться от такого мощного персонального символа успеха для Кадырова. Кадыров хочет продавить это решение как единственное возможное, чтобы показать, что он по-прежнему очень силён, ему ничто не угрожает, и он может в Кремле договариваться о чём угодно, и вот на российской купюре будет фактически такой отпечаток его власти.
В атмосфере есть вот это ощущение, что позиции Кадырова слабеют - и физически, и политически
Что касается конфликта Кадырова с генералом Шамановым, который начал критиковать его за переименование чеченских населённых пунктов - Кадыров пытался, мне кажется, отвечать максимально резко, призывая просто судить Шаманова, но дальше ничего не произошло. То есть они остались при своём. Шаманов, кажется, воздержался от каких-то взаимных требований к Кадырову. Мне кажется, что это процесс, связанный с борьбой за власть в Чечне. В атмосфере есть вот это ощущение, что позиции Кадырова слабеют - и физически, и политически.
Его диктатура не настолько завязана на его семью, не настолько сейчас себя уверенно чувствует и смотрит в будущее. Этим начинают пользоваться разные силы, начиная от блогеров и заканчивая депутатами. Это, наверное, только какая-то публичная вершина этого процесса. Кадыров пытается сопротивляться для того, чтобы сохранить власть за своим кланом, сопротивляться, в том числе, в области символического пиара, демонстрации того, что без Кадырова Путин не сможет удержать Чечню, – полагает Кирилл Мартынов.
- Через несколько дней после критики депутата Шаманова идеи с переименованием в госпабликах республики появились видеообращения жителей бывших станиц Наурская и Шелковская, которые призвали депутатов "не лезть со своими высказываниями". Обращение и до свидетельств участников обсуждений вызывало вопросы: оба были смонтированы в единое видео и опубликованы вместе, в то время как стихийно записанные ролики обычно появляются с минимальной редактурой и независимо друг от друга.
- Позже стало известно, что на обсуждениях в администрации Наурского района Чечни жители бывшей казачьей станицы выступили против переименования – они рассказали об угрозах увольнением. Рамзан Кадыров утверждал, что переименование поддержало местное население.